Что включает в себя налоговое право. Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система

Право представляет собой не просто совокупность норм, а их систему. Любая система является совокупностью элементов, состоящих в определенной взаимосвязи. Свойства любой системы не сводятся к сумме свойств составляющих ее элементов. Любая система существует одновременно как подсистема и надсистема, а также развивается во времени.

Налоговое право как отрасль (элемент) права тоже представляет собой систему норм права и может быть условно разделено на подотрасли и институты по определенному критерию. Цели выделения подотраслей и институтов налогового права являются различными. Классическим способом разделения целого является разделение на две части с несовпадающими свойствами (дихотомия). Критерии для такого разделения также могут быть различными.

Система налогового права - это его внутреннее строение. Правовые нормы налогового права группируются в более крупные подразделения в зависимости от особенностей и взаимных связей регулируемых ими отношений. Традиционное для отраслей российского права деление на общую и особенную части можно проследить и на примере налогового права.

1. Налога "вообще" не существует, но существуют отдельные налоги, каждый из которых должен соответствовать нормативному определению п. 1 ст. 8 НК РФ. В то же время целесообразно урегулировать единые для всех налогов и связанные с налогообложением в целом вопросы общих норм. В связи с этим выделяются:

- общая часть налогового права. К ней относятся нормы, применимые в любых налоговых правоотношениях: установление и введение налогов (ч. 3 ст. 104 Конституции России, ст. ст. 5, 12 НК РФ); определение налога (п. 1 ст. 8 НК РФ) и элементов юридического состава налога (ст. 17 НК РФ); система налогов (ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ); налоговый контроль (гл. 14 НК РФ); основания возникновения обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 44, ст. 38 НК РФ); уплата налога (ст. 45 НК РФ); принудительное взыскание налога (ст. ст. 46 - 48 НК РФ); налоговая ответственность (гл. 15, 16, 18 НК РФ) и др. При этом не следует полагать, что нормы общей части налогового права содержатся только в одном федеральном законе - в части первой НК РФ. Так, в ст. 8 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ" предусматривается распределение полномочий между должностными лицами налоговых органов. Также неверным было бы утверждение, что в части первой НК РФ содержатся исключительно нормы общей части налогового права. Например, в п. 8 ст. 88 НК РФ установлены особенности камеральной налоговой проверки декларации по НДС;

- особенная часть. В нее включены нормы, регулирующие отношения, связанные с исчислением и уплатой конкретных налогов, например НДС (гл. 21 НК РФ), транспортного налога (гл. 28 НК РФ в совокупности с региональным налоговым законодательством о данном налоге), налога на имущество физических лиц (Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц" в совокупности с местным налоговым законодательством об этом налоге) и др.

2. В силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ , если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров РФ. Исходя из этого выделяют:

- международное налоговое право. К данному блоку относятся нормы, установленные в международных договорах РФ. Согласно ст. 14 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах РФ" ратификация указанных международных договоров в соответствии с Конституцией РФ осуществляется в форме федерального закона. Так, Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 80-ФЗ ратифицирована Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы, подписанная в городе Рейкьявике 26 ноября 1999 года;

- национальное налоговое право. В этот блок входят нормы, установленные в национальных источниках права (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, НК РФ и иные федеральные законы, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов власти субъектов РФ и муниципальных образований).

3. Исходя из цели правового регулирования также можно выделить:

- регулятивное налоговое право. Это блок норм, реализация которых направлена на конечную цель правового регулирования - финансовое обеспечение деятельности публично-правовых образований. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Как следует из п. 1 ст. 346.32 НК РФ, уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода;

- охранительное налоговое право. Сюда входят нормы, предусматривающие последствия неисполнения норм регулятивного налогового права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Налоговое право условно подразделяется на правовые институты (совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения). Так, национальное налоговое право можно разделить на федеральное налоговое право, налоговое право субъектов РФ, муниципальное (местное) налоговое право. В силу ст. ст. 1, 12 НК РФ в региональном (муниципальном) налоговом праве, в частности, не могут быть урегулированы вопросы налогового контроля и налоговой ответственности, но могут содержаться правила исчисления и уплаты региональных (местных) налогов, не противоречащие федеральным нормам.

В особенной части налогового права можно выделить институты федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов, специальных налоговых режимов. В охранительном налоговом праве можно выделить институты взыскания налогов, пени, ответственности налогоплательщиков, ответственности налоговых агентов, ответственности банков и др.

Налоговое право РФ является подотраслью финансового права , имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств. Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, УСН, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции). Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями.


4. Понятие и виды налоговых правоотношений, их субъекты, объект, содержание

Понятие «налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Ст. 2 НК РФ закрепляет круг общественных отношений:

Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

Отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

Отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, налоговые правоотношения - это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами налогового права, носящих властно-имущественный характер.

Субъект налогового правоотношения - лицо, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж, размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ. Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налогообложения, без которого налог не может считаться установленным. П. 1 ст. 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ:

Реализация товаров (работ, услуг). Устанавливается ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также ст. 182 НК РФ в качестве объекта налогообложения акцизами.

Имущество. Устанавливается ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом, ст. 374 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций, ст. 389 НК РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом, а также ст. 2 Закона № 2003-1 в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц.

Прибыль. Устанавливается ст. 247 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций.

Доход. Устанавливается ст. 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, ст. 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, ст. 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и ст. 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. Налоговые отношения могут существовать исключительно в правовой форме. Большинство налоговых правоотношений возникает на основании действия норм налогового права. Если правоотношения в других отраслях права в основном возникают по инициативе самих субъектов, то в налоговом праве - на основании прямого предписания закона.
5. Характеристика субъектов налоговых правоотношений

НК РФ ст. 9:

1. налогоплательщики или плательщики сборов (организации и ФЛ);

2. налоговые агенты (организации и ФЛ);

3. налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4. таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Правовой статус участников налоговых отношений, перечисленных в ст. 9 НК РФ, регулируется всей совокупностью НПА о налогах и сборах, включая региональное налоговое законодательство и правовые акты органов МСУ.

Организации

ФЛ

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Сборщикам налогов и сборов являются гос. органы, органы МСУ, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, ФЗ и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и НПА представительных органов МСУ.

6. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – ЮЛ, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные ЮЛ, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

ФЛ – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

7. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – ЮЛ, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные ЮЛ, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

ФЛ – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности.


Взаимозависимые лица

Согласно п.1 ст. 105.1 НК РФ для целей налогообложения лица признаются взаимозависимым в случаях, когда особенности отношений между лицами могут оказывать влияние - на условия сделок, совершаемых этими лицами; - (и/или) результаты сделок, совершаемых этими лицами; - (и/или) экономические результаты деятельности этих лиц (представляемых ими лиц).

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые однозначно признаются взаимозависимыми:

– ФЛ и его родственники:

Супруг (супруга),

Родители (в том числе усыновители);

Дети (в том числе усыновленные);

Полнородные и неполнородные братья и сестры;

Опекун (попечитель) и подопечный.

Взаимозависимыми для целей налогообложения являются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) ФЛ и организация в случае, если такое ФЛ прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе ФЛ совместно с его родственниками), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его родственниками);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же ФЛ совместно с родственниками;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) ФЛ в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) ФЛ в случае, если одно ФЛ подчиняется другому ФЛ по должностному положению.

Налоговое право как отрасль права входит в единую систему российского права, и в свою очередь само представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную .

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Общая часть налогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, состоит из 7 разделов, 20 глав и 142 статей.

Раздел I. Общие положения (состоит из 2 глав и 18 статей).

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях (состоит из 2 глав и 11 статей).

Раздел III. Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц (состоит из 2 глав и 8 статей).

Раздел VI. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (состоит из 6 глав и 42 статей).

Раздел V. Налоговая отчетность и налоговый контроль (состоит из 2 глав и 26 статей).

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (состоит из 4 глав и 31 статьи).

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (состоит из 2 глав и 6 статей).

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (Особенную) часть НК РФ. Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.

Налоговое право является подотраслью финансо­вого права , но вместе с тем имеет свою систему. Ее построение обусловлено не только структурой зако­нодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налого­вого права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокуп­ность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимо­зависимая целостная система с определенным внут­ренним строением.

Система налогового права - это определенная внутренняя структура (строение, организация), ко­торая складывается из последовательно располо­женных и взаимосвязанных правовых норм, объе­диненных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регу­лирования.

Системе налогового права свойственны такие харак­терные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласован­ность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две крупные части - Общую и Особенную.

В Общую часть налогового права включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые фор­мы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, об­щие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятель­ность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса дру­гих субъектов, формы и методы налогового конт­роля, а также способы и порядок защиты прав на­логоплательщиков.

Институты Общей части налогового права со­держат те нормы права, действие которых распрост­раняется на все регулируемые этой подотраслью пра­воотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их ис­числения и уплаты, а также специальные налого­вые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выпол­нении соглашений о разделе продукции). Они содержатся в части 2 НК РФ, а также в законах, которые в настоящее время не подверглись кодификации.

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собст­венными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, ко­торая основана на существующих налоговых от­ношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.


3. Принципы налогового права (юридические принципы) - ϶ᴛᴏ основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и реализуемые в процессе установления налогов.

К ϶ᴛᴏй группе принципов налогового права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие принципы.

1. Принцип публичной (общественной) цели взимания налогов означает, что налоговые доходы должны расходоваться государством только на общественные потребности (оборону, правосудие, социальные программы и т. д.). Этот принцип развивает конституционное положение (ст.7 Конституции РФ) о социальном государстве, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых людей и т. д., и тесно взаимосвязан с правилами, заложенными в основу бюджетного права.

2. Принцип приоритета фискальной направленности налогообложения. Согласно ϶ᴛᴏму принципу финансированию бюджета принадлежит главенствующее значение. Регулирование экономики - вторичная составляющая налогов. Именно налоги и сборы, а не другие принудительные платежи в виде санкций, будут источниками бюджета и носят постоянный характер.

3. Принцип абстрактности налоговых платежей. В большинстве ϲʙᴏем налоги не должны иметь целевой направленности, т. е. финансировать конкретные расходы. Такой подход дает возможность разрабатывать государственный бюджет более гибко, исходя из общественных приоритетов. Существование целевых налоговых платежей обусловлено положениями Конституции.

Принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства

В эту группу входят следующие принципы.

1. Принцип установления налогов и сборов законами - конституционный принцип (ст. 57, ч. 3 ст. 75). В п. 1 ст. 3 Налогового кодекса указано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие законы. Федеральные налоги и сборы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоя-

щей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом.

2. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что внесение законопроектов о налогах должно пройти определенные, строго оговоренные в Конституции стадии (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

3. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов - общеотраслевой принцип, согласно кᴏᴛᴏᴩому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Во многих отраслях права, в т.ч. и в налоговом праве, обратная сила закона ограничивается (ст. 5 НК РФ).

4. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами будет специальным и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

5. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 Кодекса.

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и ϲʙᴏбод налогоплательщиков

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков закреплен в ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ. Этот принцип означает, что нельзя устанавливать различные условия налогообложения в зависимости от таких критериев, как, например:

* форма собственности (в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности);

* раса, пол, национальность, язык, имущественное и должностное положение, принадлежность к общественным объединениям и другие обстоятельства (все граждане равны перед законом и судом, при ϶ᴛᴏм государство гарантирует равенство прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина);

4. Функции налога – это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.

Роль налога выражается в его функциях, которые при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям:

1) фискальной;

2) регулятивной;

3) контрольной.

Приоритет действующее российское законодательство отдает фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета (примерно 70–80 %).

Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления.

Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т. д.

5. Источник налогового права- это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправление, содержащие нормы НП.

Система источников НП представлена:

Конституций;

Законодательством о налогах и сборах, которое включает в себе федеральное и региональное законодательство о налогах и сборах;

Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие норма МП);

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанными с налогообложением и сборами;

Решениями Конституционного Суда РФ;

Нормами международного права и международные договоры РФ.

Общее представление об источниках НП дают ст.2 и 7 НК.

Налоговое право как элемент отечественной правовой системы

Многообразие и сложность непрерывно складывающихся в обществе правовых отношений, обуславливает непрерывную трансформацию элементов правовой системы любого современного государства. Одним из таких относительно новых элементов соответствующей системы может быть признано налоговое право.

При этом налоговое право характеризуется наличием непрерывных продолжительных споров о правовой природе и действительном юридическом содержании соответствующей сферы права. Ряд исследователей указывает на то, что современные признаки налогового права не позволяют выделять его в качестве самостоятельной правовой отрасли, относя налоговое право к институту или подотрасли финансового.

Другая группа ученых, напротив, мотивируя свою точку зрения исключительной важностью эффективного функционирования налоговой системы РФ, наличием ряда особенностей и возможностью выделения собственного предмета и метода правового регулирования, высказывает тезис о необходимости признания налогового права самостоятельной правовой отраслью.

При этом общепризнанной в научной среде точкой зрения выступает мнение о наличии собственной системы налогового права, существование которой не оспаривается ни одной из сторон. Построение соответствующей системы обусловлено с одной стороны структурой действующего законодательства о налогах и сборах, а с другой – потребностями правоприменительной деятельности в соответствующей сфере, которые обуславливают формирование отдельных предписаний и целых юридических институтов в сфере налогового права, определяя, тем самым их место и роль в процессе формирования государственных и муниципальных денежных ресурсов.

Замечание 1

Таким образом, необходимо отметить то, что все налогово-правовые нормы находятся между собой в тесной взаимосвязи, в результате чего образуется целостная самостоятельная система, отличающаяся определенным внутренним содержанием, особенности которого будут рассмотрены далее.

Система налогового права

Как было отмечено ранее, важнейшей характеристикой налогового права выступает его система, которую в современной юридической литературе предлагается определять следующим образом:

Определение 1

Система налогового права – это самостоятельно организованное внутреннее строение норм налогового права, система которых складывается посредством последовательного расположения взаимосвязанных правовых норм, отличающихся единство целей, задач, а также предмета, метода и принципов правового регулирования налогового права.

При этом для характеристики системы налогового права предлагается ряд признаков, уяснение содержание которых способствует пониманию рассматриваемой системы. В числе таких признаков называют:

  • Единство и дифференциация элементов системы налогового права. Содержание данного признак заключается в том, что, с одной стороны, нормы налогового права применяются для достижения единых целей, связанных с материальным обеспечением функционирования государства и его отдельных элементов, а с другой – разнообразие существующих в соответствующей сфере общественных отношений обуславливает наличие различных по содержанию юридических предписаний.
  • Взаимодействие и согласованность элементов системы налогового права. Данный признак тесно связан с вышеназванным и выражается в том, что эффективное функционирование любой системы, в том числе системы права и законодательства, возможно только в условиях внутренней согласованности и непротиворечивости всех составляющих ее элементов;
  • Объективность, как признак системы налогового права означается то, что в основе ее построения и функционирования лежит необходимость обеспечения объективных государственно-властных и общественных потребностей.
  • и т.д.

Элементы системы налогового права

В структуре рассматриваемой системы налогового права, понятие и признаки которой были рассмотрены выше, традиционно выделяется два основных структурных элемента – общая и особенная части налогового права, содержание каждого из которых представлено соответствующей совокупность налогово-правовых норм и институтов.

Так, общая часть налогового права, как первый структурный элемент его системы представлена нормами устанавливающими:

  • Основные принципы, формы и методы правового регулирования в области налоговых правоотношений;
  • Состав системы налогов и сборов, установленных в Российской Федерации;
  • Общие условия установления и введения налогов и сборов;
  • Правовой статус участников налоговых правоотношений, в том числе органов Федеральной налоговой службы;
  • Формы и методы налогового контроля и т.д.

При этом необходимо отметить, что основной особенностью элементов общей части налогового права выступает то, что соответствующие юридические предписания «пронизывают» всю систему налогового права и подлежат применению, в том числе в процессе реализации элементов части особенной.

Второй элемент системы налогового права – особенную часть образуют те юридические нормы, которые направлены на регулирование вопросов, связанных с установлением и взиманием отдельных видов налогов и сборов, в том числе нормы, устанавливающие порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и специальные налоговые режимы. Совокупность элементов, составляющих особенную часть налогового права в настоящее время сосредоточены во второй части Налогового кодекса РФ, а также в иных нормативно-правовых актах, выступающих некодифицированными источниками налогового права.

Замечание 2

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вся совокупность налогово-правовых норм, закрепленных Налоговым кодексом РФ и иными источниками налогового права, представляет собой единую систему, отличающуюся собственными внутренними закономерностями построения и реализации. При этом выстроенная система налогового права, основанная на реально складывающихся налоговых правоотношениях, способствует укреплению законности и выполнению возложенных на налоговое право функций.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: