Природные ресурсы Монголии — это лакомый кусок «глобального сырьевого пирога. Сельское хозяйсво Монголии Монголия экономическое развитие

Особенности монгольской экономики

Монголия является аграрным и индустриальным государством, которое на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 мировыми государствами.

Замечание 1

До девяностых годов 20 века в Монголии 90% торговли занимала торговля с Советским Союзом, на сегодняшний день более 40% представляет собой торговля с Российской Федерацией и Китаем, остальную часть торговля с высокоразвитыми странами: Япония, Швейцария, Южная Корея и США.

Большее число людей – городские жители, тем не менее, экономика Монголии на сегодняшний день сосредоточена в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Значительную часть промышленного производства страны составляют минеральные ресурсы, включая медь, олово, молибден, уголь, вольфрам и золото.

По причине сурово континентального климата страна обладает сельским хозяйством, которое уязвимо по причине стихийных бедствий в периоды сильного холода и засухи. Страна включает малые пахотные земли, около 80 % территории используется в качестве пастбищ. Большая часть сельского населения занимается выпуском домашнего скота, который состоит из овец, крупного рогатого скота, коз, верблюдов и лошадей. Монголия имеет большее, чем другая страна в мире, количество скота на душу населения.

Специфика промышленности Монголии

Монгольская промышленность довольно обширна, в этой стране есть возможности для развития большого числа производственных отраслей, продукция которых идет на экспорт в другие государства, а также пользуется огромнымвнутренним спросом.

Замечание 2

Первоначально в стране было развито сельское хозяйство, выпуск продуктов питания, изделий из ткани и кожи. После Второй Мировой войны государство получает значительную финансовую помощь от СССР и Китая, что способствует значительному расширению промышленности.

В условиях современности в Монголии присутствуют предприятия:

  • сталелитейной,
  • чугунолитейной,
  • угледобывающей отрасли.

Размещение промышленных предприятий концентрируется в более чем 20 городах, при этом основная часть выпускаемой продукции потребляется внутри в государстве. На сегодняшний день в Монголии предлагается больше 1000 наименований продукции сельского хозяйства: изделия из меха, кожи, шерсти, а также на продажу идут сами меха и кожа. Эти изделия экспортируются, а также используются населением страны. В значительной мере Монголия работает сама на себя, при этом имеет всё необходимое.

Добывающая промышленность Монголии

В Монголии широко развита добывающая промышленность. Но, несмотря на изобильные месторождения полезных ископаемых, они характеризуются ограниченностью их разработки. Монголия обладает четырьмя месторождениями бурого угля, сосредоточенными в Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур. Южная часть страны в регионе горного массива Табан-Толгой характеризуется наличием каменного угля, геологические запасы угля в этом месте могут быть исчислены миллиардами тонн.

С давних пор известны и разрабатываются месторождения вольфрама и плавикового шпата средние по запасам. В горе Сокровищ найдено медно-молибденовое месторождение. Данное месторождение приводит к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого выстраивается город Эрдэнэт.

В Монголии в 1951 году была обнаружена нефть, после этого в городе Сайн-Шанда (город к юго-востоку от Улан-Батор), который находится недалеко от границы с китайской республикой, отстраивается нефтеперерабатывающий завод. Завод просуществовал 20 лет, в 1970 году добыча нефти прекращается. Также около озера Хубсугул обнаружены большие залежи фосфоритов, при этом происходит начало их добычи. Но вскоре по причинам нарушения экологии все работы сводятся к нулю.

До начала осуществления реформ в стране с помощью Советского Союза небезуспешно проводились поиски цеолита, минерала алюмосиликатной группы, которые используются в животноводстве и земледелии, как адсорбенты и биостимуляторы.

На сегодняшний день основной отраслью добывающей промышленности Монголии является угольная отрасль, с преимуществом добычи бурого угля. Основная часть добычи угля сосредотачивается в угольном разрезе ШарынГол, годовая добыча которого составляет более 1 миллиона тонн. Оно находится близ города Дархан, а в шахте Налайа (мощность составляет более 600 млн тонн). Более мелкие разрезы присутствуют в районе Ундер-Хана и других районах.

Выпуск электрической энергии производится на тепловых электростанциях, самая крупная из которых размещена в Дархане.

Обрабатывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность Монголии включает отрасли легкой и пищевой промышленности. На долю этих отраслей приходится более 1/2 от валовой промышленной продукции государства и свыше 1/2 от занятых рабочих в государстве.

Более крупные предприятия представлены промышленным комбинатом с восемью фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи.

Промышленность строительных материалов включает домостроительный комбинат в Улан-Баторе, а также кирпичный и цементный завод в Дархане.

В первую очередь в основу местной промышленности была положена переработка животноводческого сырья, а также главными видами выпускаемой продукции были ткани, кожаные изделия, пищевая продукция и войлок.

Большое количество новых промышленных компаний появляется в Монголии после завершения Второй мировой войны. Период роста был характерен для пятидесятых, шестидесятых годов, в то время государство получает большую финансовую помощь от Китая и СССР.

С восьмидесятых годов местная промышленность обеспечивает около трети валового национального продукта всей страны. После завершения Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возрастает доля тяжелой промышленности. В стране насчитывается более 2 десятков городов с предприятиями общегосударственного значения. Кроме Улан-Батора и Дархана самыми крупными городами является Эрденет, Сухэ-батор, Баганур Чойбалсан.

Монголия выпускает большое количество наименований промышленной и сельскохозяйственной продукции, большая доля которых идет на потребление в стране. К экспорту предназначены меха, кожаные и меховые изделия, кожа и шерсть, скот и продукция животного происхождения, а также молибденовая руда, фосфориты и флюориты.

Монголия относится к числу стран бывшего восточного блока с переходной экономикой. Экономика Монголии является в основном аграрной.

После длительного застоя (с 1990 по 2002 годы рост экономики составлял от +3 до −3 % в год) в наши дни страна переживает экономический рост, показатели которого составляют от 5,3 % до 10 % в год; при этом основной рост приходится на сектор услуг, доля которого увеличилась почти до 40 % от ВВП, и на сферу добычи меди и золота за счет увеличения мировых рыночных цен на них. Правда, рост последних лет не коснулся бедной части населения: около 40 % населения Монголии живет ниже черты бедности, как и в 1990 году. Тяжелые годы реформ хоть и привели к увеличению доли частного сектора экономики до 80 %, но еще больше обострили социальные различия и разницу в уровне жизни между городом и селом.

Согласно данным Всемирной программы питания ООН, доля хронически недоедающего населения в Монголии составляет в среднем 43 %. Очень высока детская смертность. 58 новорожденных из тысячи умирают в грудном возрасте. В холодное время года многие дети и подростки ютятся в туннелях трубопроводов отопления под Улан-Батором. Дно этих туннелей покрыто экскрементами и населено крысами. По оценкам представителей гуманитарных организаций, численность обитающих в туннелях людей составляет приблизительно от 4000 до 10000 человек.

Из-за очень неплодородных земель, долгой зимы, малого количества осадков, кочевой традиции населения и короткого вегетационного периода (всего 95-100 дней в году) земледелие в Монголии развито очень слабо. Однако на его фоне возникло высоко специализированное животноводство. При этом здесь разводятся 5 видов домашнего скота. Продукция животноводства и использование физической силы сельскохозяйственных животных являются неотъемлемой частью кочевого образа жизни местного населения. Так, овец разводят для получения шерсти, молока, мяса, коз – для получения шкур и молока, яков – для производства молока, кож, мяса, а лошадей и верблюдов используют в качестве транспортного средства, для перевозки грузов и для получения молока.

Традиционной продукцией сельского хозяйства Монголии являются мясо, молоко, овечья шерсть и кашемир, а также небольшое количество зерна, картофеля и овощей.

Современное сельское хозяйство развивалось в этой стране медленно. Эпоха социализма ознаменовалась коллективизацией, начавшейся в 1930-е годы. К 1959 году 100 % сельского хозяйства было коллективизировано. В 1960 году его доля в национальном доходе была снижена до 22,9 %, однако в нем всё ещё было занято 60,8 % работающего населения Монголии. После вступления страны в 1962 году в Совет Экономической Взаимопомощи, увеличился объем помощи её сельскому хозяйству со стороны СССР и других членов СЭВ, прежде всего Чехословакии и Венгрии.

В конце 1980-х годов сельское хозяйство по-прежнему составляло значительную часть экономики Монгольской Народной Республики. В 1985 году в нем было занято 33,8 % работающего населения, но приносило оно лишь 18,3 % национального дохода. Промышленность страны главным образом перерабатывала продукты питания и древесину для внутренних нужд, а также животноводческую продукцию, такую как кожи и шкуры, для экспорта. В 1986 году почти 60 % экспорта Монголии составляла сельскохозяйственная продукция.

После прекращения существования социалистической экономической системы произошли глубокие изменения, касающиеся структуры собственности в сельском хозяйстве страны. Однако его экономическая направленность по-прежнему остается зависимой от природных условий и традиций. Так, в 2006 году 80 % доходов от сельского хозяйства пришлось на долю животноводства. Но теперь 97 % животноводства было сосредоточено уже в частных руках. В дальнейшем доля земледелия и животноводства продолжала снижаться и в 2011 году составила уже меньше 20 % от валового национального продукта (в 1995 она составляла 38 %). Однако в сельскохозяйственном секторе по-прежнему занята треть населения страны.

Монголия относится к числу 10 стран мира с крупнейшими запасами полезных ископаемых, однако к настоящему времени полностью разведана лишь треть из них, а это – почти 6000 месторождений различных минералов, в том числе, каменного угла, меди, урана (около 2 % мировых запасов), нефти, золота, серебра, флюорита, молибдена, цинка и алмазов.

Месторождения меди и каменного угля до сих пор разрабатываются главным образом открытым способом. Это ведет к масштабным изменениям ландшафта и соответствующим последствиям для флоры и фауны страны.

Официальный уровень безработицы в стране составляет 2,8 %, хотя, скорее всего, он сильно занижен. Высокую инфляцию удалось успешно сдержать после 1996 года, с тех пор её уровень составляет около 4 %. Внешний долг Монголии составляет около 1,86 миллиардов долларов США.

В 2007 году объем экспорта товаров в денежном выражении составил 1,95 миллиарда долларов США, из них 41,6 % пришлось на медный концентрат, 12,1 % на золото, 9 % на цинковый концентрат, 9 % на кашемир и 6 % на каменный уголь. Импортировались в основном нефтепродукты, машины и станки, различные установки, автомобили, электроника и продукты питания. В 2007 году 72 % всего экспорта шло в Китай, на втором месте была Канада, на долю которой пришлось 9 % экспорта Монголии.

Крупнейшими поставщиками страны в том же году являлись Россия (34 %), Китай (31 %), Япония (6 %) и Южная Корея (5,5 %). Чтобы уменьшить зависимость от двух своих непосредственных соседей, Монголия осуществляет так называемую политику взаимоотношений с «третьим соседом».

Так, объем торговли с Германией достиг в 2008 году 82 миллионов евро, при этом наблюдается явная тенденция к его росту. Объем экспорта в Германию составил 15,4 миллиона евро, а объем импорта из этой западноевропейской страны – 66,6 миллионов евро.

Также существует несколько соглашений с ЕС о торговой политике, таможне и текстильных товарах. Кроме того, Монголия является членом важных международных организаций, таких как ВТО, Всемирный банк, и Азиатского банка развития.

Расходы государственного бюджета страны составили в 2009 году 1,6 миллиарда долларов США, а доходы – 1,4 миллиарда долларов США. Таким образом, можно говорить о дефиците бюджета в размере 4,6 % от ВВП.

Государственная задолженность Монголии составила в 2008 году 1,6 миллиарда долларов США, или 33,1 % от ВВП.

Несколько событий последней недели вновь привлекали внимание к Монголии. Совсем недавно Улаанбаатар посетил президент Германии Йоахим Гаук. Следом за ним здесь побывал премьер-министр Японии Синдзо Абэ. В те же дни в монгольский парламент от имени президента страны был внесен законопроект о постоянном нейтралитете страны. По мнению его инициаторов, это должно стать «основой для поддержания сбалансированных отношений с другими странами».

Монголия — страна маленькая, ее население составляет всего 3,2 миллиона человек. 1,2 миллиона живет в столице — Улаанбаатаре. Но это очень богатая страна — богатая медью, золотом, ураном, редкоземельными металлами и другими и ресурсами. Специалисты даже утверждают, что Монголия — это самый большой и самый быстрорастущий в мире рынок сырья. А горнодобывающая промышленность стала с начала 21 века тем локомотивом, который повел за собой экономику некогда аграрной страны.

Общая стоимость топ-10 наиболее крупных месторождений угля, меди, золота, урана и редкоземельных металлов Монголии составляет приблизительно 2,75 трлн долл. Наиболее привлекательными для иностранных компаний являются такие крупные месторождения Монголии, как Оюу-Толгой (медь, золото), Таван-Толгой (уголь) и Дорнод (уран). Запасы крупнейшего в мире Таван-Толгойского месторождения составляют 7,4 млрд т угля. Эксперты корпорации «Rio Tinto» оценивают запасы месторождения Оюу-Толгой, расположенного в Южной Гоби, в 80 км от границы с Китаем, в 25 млн т меди на пятьдесят лет эксплуатации.

Богатые, еще не до конца разведанные природные ресурсы Монголии — это лакомый кусок «глобального сырьевого пирога» для многих стран. Не случайно в Монголию активно внедряются англо-австралийская компания «Rio Tinto», китайские «Shenhua», «Chalco», американская «Peabody Energy», японские «Itochu», «Mitsui», «Mitsubishi», «Sumitomo», «Marubeni» и другие.

Благодаря отрасли среднегодовой прирост экономики составляет 14 %, а ВВП страны только с 2001 по 2011 год вырос в 10 раз. По прогнозам Всемирного Банка в ближайшие 10 лет экономика Монголии будет расти в среднем на 15 процентов в год. Однако, учитывая зависимость страны от экспорта продукции горнорудной продукции, цены на которую весьма волотильны, прирост ВВП Монголии также будет испытывать заметные колебания.

В этих условиях становится понятным, что сегодня Улаанбаатар стоит перед очень непростым выбором оптимального алгоритма извлечения максимальной выгоды из уникальных природных богатств.

С начала нового столетия монгольская экономика получила весьма приличные инвестиции. Канадские инвестиции в добывающую промышленность превысили 1,5 млрд. долл. Вложения Китая — почти 2,5 млрд. В течение последних двадцати пяти лет в Монголии было открыто более 5500 предприятий с участием китайского капитала, что составляет почти половину всех предприятий с иностранным участием. Япония также не остается в стороне. К 2010 году сумма общей японской поддержки монгольской экономики превысила 3,6 млрд.долл. США. Причем половина этих средств предоставлена безвозмездно, а остальная часть — в виде льготных кредитов. Неплохо выглядит Южная Корея, занимающая третье место в череде инвесторов Монголии.

Вместе с тем, Улаанбаатар сегодня стремится выстраивать свою политику, сочетая новые тенденций с традиционными мотивами. Это в определенной мере отразилось в разработке и реализации концепции «степного пути».

В основе концепции «степного пути» лежит понимание начавшихся евразийских интеграционных процессов и необходимости определения места страны в этом процессе. Поэтому активное развитие горнодобывающей отрасли и расширившиеся поставки минеральных ресурсов за границу вынуждают Улаанбаатар совершенствовать транспортно-логистическую инфраструктуру, которая сегодня существует в зачаточном состоянии и зависит от транспортных артерий Китая и России.

Не имея прямого выхода к морю, а, следовательно, к мировым потребителям, Монголия оказалась зажатой между двумя гигантами — Россией и Китаем. Поэтому для Улаанбаатара крайне важно использовать российский и китайский факторы в своем экономическом развитии. КНР и РФ являются первым и вторым по значимости внешнеторговыми партнерами Монголии, 3 три четверти всех импортных потоков поступают из Китая и России. А Китай к тому же — один из главных инвесторов в ее экономику.

Таким образом, именно Россия и Китай становятся теми партнерами, с которыми Монголия намеревается строить «степной путь» и сопрягать собственный проект с российским Евразийским экономическим союзом и китайским «экономическим поясом шелкового пути».

Проект «Степной путь» уже получил одобрение китайской стороны во время визита в Монголию Председателя КНР Си Цзиньпина (август 2014 г.). В декларации, подписанной по итогам государственного визита главы КНР, обозначена необходимость организации трёхсторонних переговоров с российским руководством специально по этому направлению.

В Москве также с интересом восприняли и представленный (сентябрь 2014 г.) Владимиру Путину Президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдоржем проект «Степной путь», способный полностью обновить структуру транспортных потоков между Китаем, Монголией и Россией. Российско-монгольские отношения являются естественной и важной составной частью восточного вектора внешней политики России. Это подчеркнуто в «Концепции внешней политики Российской Федерации», ориентирующей на укрепление политико-экономического развития страны с опорой на возможности и преимущества ее восточных регионов.

Сегодня выстраивается так называемая «вторая дорожка» — работа трехстороннего экспертного сообщества, призванного как раз и определить пути сопряжения трех программ.

Осенью нынешнего года в Улаанбаатаре была создана российско-монголо-китайская трехсторонняя исследовательская ассоциация, которая на экспертном уровне займется изучением перспектив взаимодействия трех в стран в рамках этих трех проектов. Учредителем Ассоциации с российской стороны стал Институт Дальнего Востока РАН. А ее российскими членами — Институт Востоковедения РАН, Институт мировой экономики и международных отношений, Байкальский университет экономики и права (Иркутск), ИПРЭК СО РАН (Чита), Институт экономических исследований ДВО РАН (Хабаровск), Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), Институт по изучению ресурсов озера Байкал СО РАН (Улан-Удэ), ОРЭИ БНЦ СО РАН (Улан-Удэ).

Ученые трех стран декларировали намерения сконцентрировать усилия на определении наиболее эффективных возможностей экономического и логистическо-транспортного взаимодействия, в которое помимо Монголии будут вовлечены, прежде всего, байкальские и дальневосточные регионы России и территорий северо-восточного и северного Китая.

В ходе дискуссий эксперты обсудили вопросы практического сотрудничества в дорожно-транспортной отрасли. Монгольские партнеры рассказали о модернизации монгольских железнодорожных магистралей, а также о строительстве высокоскоростной автомобильной дороги хай-вэй, протяженностью более 1000 км, пересекающей Монголию с юга на Север к российско-монгольской границе. Подготовлено к подписанию к подписанию трехстороннее транспортное соглашение. Обсуждается идея создания крупного транспортно-логистического центра.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что Улаанбаатар постарается сбалансировать возникающую зависимость и, возможно, даже найти «третьего соседа» — теоретически это могут быть США, Южная Корея, Япония, Канада. Возможно, с этим и связано внесение в парламент страны законопроекта о нейтралитете Монголии.

О приоритетах на будущее может свидетельствовать и выбор монгольской молодежью места для получения образования. Сегодня, например, в Японии учится более 2 тысяч монгольских студентов. Свыше 1000 молодых монголов получили китайские государственные стипендии для обучения в университетах КНР. Охотно монгольские юноши девушки еду на учебу в Южную Корею.

В Россию поток студентов из этой азиатской страны постепенно уменьшается. А главным языком международного общения в Улаанбаатаре сегодня все больше становится английский, вытесняющий из обихода монгольской интеллигенции русский язык.

Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 1990-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

Хотя большее число людей проживают в городах, экономика Монголии по-прежнему сосредоточена в таких отраслях, как сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Такие минеральные ресурсы, как медь, уголь, молибден, олово, вольфрам и золото составляют значительную часть промышленного производства страны.

В период с 1924 по 1991 гг. МНР получила крупную финансово-экономическую помощь от СССР. На пик оказания этой помощи приходится одна треть ее ВВП. В начале 1990-х годов и в следующем десятилетии экономика Монголии испытала сильный спад с последующей стагнацией. Обширные засухи летом и зимой 2001 и 2002 годов оказали серьёзное воздействие на сельское хозяйство и привели к заметному замедлению роста ВВП страны. В Монголии высокий уровень инфляции. Мировой финансовый кризис вызвал спад во многих отраслях промышленности, зависящих от экспорта и инвестиций из-за рубежа.

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы. ВВП по ППС: 9,48 млрд долларов(2008). ВВП на душу населения по ППС (2008): 3200 долларов. Уровень безработицы: 2,8 % (2008).

Промышленность Монголии

Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году. Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч. Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч. Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч. Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

Статистические показатели Монголии
(по состоянию на 2012 год)

Добывающая промышленность. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

В настоящее время главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная). Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане). Обрабатывающая промышленность. На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.

Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Сельское хозяйство Монголии

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии. До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства. Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий - от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.

Внешняя торговля Монголии

Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления. В 2004 году импорт составлял $1 млрд.

В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %. В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

Монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

Экспорт: (2,5 млрд долл. в 2008) - медный, молибденовый концентрат, мясо, живой скот, продукты животноводства, пух козий, шерсть, шкуры, каменный уголь. Основные покупатели в 2008 - Китай (76%), Канада (9%), Россия (3%). Импорт: (3,6 млрд долл. в 2008) - топливо, машинное оборудование, автомобили, продовольствие, промышленные потребительские товары, химикаты, стройматериалы, сахар, чай. Основные поставщики в 2008 - Россия (35%), Китай (29%), Япония (8%). Внешний долг - 1,6 млрд долл. (в 2008).

Монголия является членом Всемирной торговой организации (с 1997 года). Основными торговыми партнёрами страны являются Китай и Россия, и экономика Монголии во многом зависит от этих стран. В 2006 году 68,4 % экспорта Монголии осуществлялось в Китай, в то время как на импорт приходилось всего 29,8%. Монголия импортирует около 95 % нефтепродуктов, и значительную долю электричества из России, что делает страну крайне зависимой в экономическом плане.

Транспорт Монголии

Основными видами транспорта в Монголии являются: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Монгольская железная дорога - железная дорога на территории Монголии. Официальное наименование - Российско-Монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога». Железнодорожный транспорт занимает долю 80 % всех грузовых и 30 % всех пассажирских перевозок в Монголии. После демократической революции в 1990-х в Монголии имело место сокращение объёма грузовых и пассажирских перевозок. Но уже в 2001 году показатели пассажирских перевозок восстановились к прежнему уровню и составили 4,1 млн пассажиров в год. К 2005 году восстановился и объём грузовых перевозок.

Поезд трансмонгольской железной дороги в пустыне ГобиНа сегодняшний день Монгольская железная дорога - одна из ведущих отраслей экономики Монголии, от работы которой во многом зависит экономическое развитие всей страны. В начале 2005 года коренным образом изменена технология эксплуатационной работы Монгольской железной дороги, в результате чего улучшены качественные и количественные показатели дороги: вдвое ускорен оборот вагонов и увеличен средний вес поездов. Общая протяжённость железных дорог на 2004 год - 1810 км.

Автомобильный транспорт. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету, Но они почти сплошь грунтовые, то есть в любом направлении пол дюжины накатанных путей, часть из них ведут на яйлу, на водопой, в сомон или поселение, пока еще не откочевавшее с этих мест И как следствие, нельзя путешествовать без проводника! Скотоводы знают только направления. Куда приведет любая из этих дорог никому не интересно. Шофер грузовика, джипа UAZ, гид в микроавтобусе-внедорожнике свои дороги знают по приметам. Указателей никаких. Дорожная культура в дозачаточном периоде. Карта -чаще источник дезинформации. Горные реки снесли мосты, восстанавливать теперь некому, накатали новые дороги на равнине в пустыне, где можно форсировать реки вброд.

Асфальтовое покрытие дорог начинается от Эрденэ, что в 72 км восточнее Улан-Батора, асфальтирована дорога и в первую столицу Чингисхана Хархорин и продолжается на 300 км до аймачного центра Арвайхээра. Почвы в Монголии каменисты, в горах дорога из крупного щебня и мелкого булыжника, а в пустыне из крупного песка и мелкого гравия. Переходная форма из одного состояния дороги в другое "стиральная доска" волновая колесная модуляция грунта тяжелыми машинами.

Воздушный транспорт. По состоянию на 2006 год, в Монголии было 44 аэропорта. Из них 12 имели взлётно-посадочную полосы с искусственным покрытием. Десять из этих полос имели длину в области от 2438 до 3047 метров, а две другие - между 1524-2437 метров.

Международный аэропорт Чингисхан, расположенный в пригороде Улан-Батора - единственный международный аэропорт Монголии. Прямые рейсы осуществляются в Берлин, Москву, Пекин, Хух-Хото, Сеул, Екатеринбург, Иркутск, Улан-Удэ и Токио.

Оставшиеся 32 аэропорта имеют грунтовые ВПП. На двух из них взлётно-посадочная полоса составляет свыше 3047 метров, на трёх - между 2438-3047 метров, на двадцати четырёх - между 1524-2437 метров, ещё на двух - между 914-1523 метров, и один аэропорт, ВПП которого имеет длину менее 914 метров. В Монголии есть также один вертодром.

По информации на июнь 2007 года, авиакомпаниями, действующими в Монголии, являются: МИАТ (Монголын Иргэний Агаарын Тээвэр), Aero Mongolia, и Изинис Эйрвэйз. Они осуществляют как внутренние, так и международные рейсы. Водный транспорт. В Монголии доступно для судоходства 580 км рек и озёр, но более-менее водный транспорт развит только на озере Хубсугуле. Селенга и Орхон также судоходны (длина судоходных участков 270 и 175 км соответственно), но водный транспорт на них развит незначительно, хотя пограничный катер на реке Селенге патрулирует российско-монгольскую границу. Озера и реки замерзают зимой; навигация обычно открывается в мае и заканчивается в сентябре.

Морской флот. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому морю. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом. И за 2003 год доходы в казну составили порядка $20 000,000.

Банковская система Монголии

Еще в начале 90-х годов приступили к перестройке банковской системы, в результате она стала двухъярусной – Центральный банк перестал заниматься обычной банковской деятельностью, при этом получили возможность работать банки с частным и государственным капиталом. Предпосылки для такого перехода были созданы только с принятием в середине 1991 г. Закона о банках и Закона о Монголбанке (о центральном банке). Главное направление преобразований заключалось в отказе от государственной монополии, формировании банковской системы, отвечающей требованиям рыночных отношений и соответствующей общепринятым стандартам и нормам.

В настоящее время основными факторами, определяющими место Центрального банка в экономике Монголии, являются система действующих законов, взаимосвязь проводимых им мер с экономической политикой, принципы взаимодействия с банковской системой. В Законе о центральном банке зафиксирована полная его независимость в сфере непосредственной деятельности.

Итак, за короткий период в стране создана новая денежно-кредитная система, являющаяся одним из ключевых элементов хозяйственного механизма и движущей силой рыночной экономики. Коммерческие банки стали основными кредиторами и субъектами инвестиций. Сегодня в Монголии функционирует 16 коммерческих банков, их совокупный объявленный уставный капитал по состоянию на 1 января 1999 г. составил 24,4 млрд тугриков, т.е. на 40% больше, чем в 1994 г. Естественно, что Центральный банк (Монголбанк) занимает в банковской системе страны ведущее место. Он разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и определяет те конкретные задачи, которые должны решаться в предстоящем году.

В течение всего периода перехода к рыночной экономике финансовая стабилизация является приоритетом денежно-кредитной политики. Если до 1996 г. достижение данной цели связывалось преимущественно с антиинфляционными мерами, то на современном этапе на первый план выдвигаются проблемы поддержания экономического роста и создания условий для инвестиционной активности. При этом благодаря проведению относительно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики удалось переломить негативные тенденции в сфере экономики и удержать под контролем инфляцию и валютный курс. В результате после резкого спада производства, продолжавшегося четыре года, в 1994 г. возобновился подъем. В частности, началось увеличение ВВП, которое в 1995 г. составило 6,3%, в 1996 г. – 2,6, в 1997 г. – 3,3, в 1998 г. – 3,5%. Тогда же наметилась тенденция по снижению темпов роста цен. Если в 1992 г., в самый пик инфляции, ее индекс достигал 325%, то в следующие годы эту сферу удалось взять под контроль, и в 1998 г. он составил лишь 6%.

Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед Монголбанком по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.

Наиболее сложными элементами реформ являлись реорганизация валютной системы и либерализация внешней торговли. Малый размер и чрезмерная зависимость от импорта делали экономику Монголии особо чувствительной к изменениям курса тугрика. В этой области Центральный банк и правительство сталкивались с дилеммой: принять гибкий или фиксированный курс.

Источник - http://www.legendtour.ru/
http://ru.wikipedia.org/

Основой исторически считалось сельское хозяйство и животноводство. Земли этого государства, расположенного в юго-восточной части Азии, богаты обширными месторождениями природных ископаемых. Монголы добывают медь, каменный уголь, олово и золото. На горную промышленность Монголии приходится значительный государственно-экономический сектор, однако добыча сырья - это не единственная отрасль, в которой задействовано население страны.

История экономики

Свое начало история промышленности Монголии берет с 1924 года - года провозглашения Монгольской Народной Республики. До этого периода здесь не было ни промышленности, ни такого понятия, как рабочий класс. Все, чем занималось население - это переработка продуктов животноводства, включая выделку кожи, овчин, катание войлока, кузнечное и столярное ремесло. Такие виды производства имели кустарные черты и были направлены на обслуживание внутрихозяйственных потребностей местного населения. Ручное производство было представлено предприятиями по первичной обработке шерсти и кожи, столярными, слесарными, кузнечными и прочими мастерскими.

Единственной промышленностью Монголии того периода были угольные шахты в урочище Налайха. В некоторых регионах страны иностранцы нелегально занимались добычей золота и драгметаллов.

В первой половине прошлого века азиатское государство полностью зависело от импорта промышленных товаров из-за рубежа. Именно поэтому одной из первостепенных задач правительства республики было создание собственных промышленных предприятий. На пути у молодого и экономически незрелого государства стояли две проблемы: отсутствие квалифицированных кадров и материальных средств. Помощь в решении этих вопросов оказал Советский Союз.

Период индустриального развития

На первых этапах началось формирование легкой и пищевой промышленности Монголии. Молодой республикой того времени был заложен фундамент современного энергетического блока экономики. Еще в 20-х годах началось повсеместное строительство перерабатывающих предприятий. В 1933 г. в Улан-Баторе начал работу кирпичный, лесопильный и механический заводы, была открыта первая электростанция.

Кратко о промышленности Монголии рассказать достаточно сложно. Прогрессивное развитие легкого и пищевого сектора экономики нуждалось в такой топливно-энергетической индустрии, которая смогла бы удовлетворять темпам производственного роста. Определенный скачок в развитии совершила угольная промышленность Монголии. Большинство угольных копей в Налайхе были расширены и механизированы, а в районе Ундэр-Хане, Югоцзыря, Сайн-Шанде началась разработка новых месторождений. Угольная промышленность Монголии в большей степени удовлетворяла внутренний спрос на твердое топливо. В частности, местный уголь использовался на едином энергокомбинате Улан-Батора в 1939 г. и небольших электростанциях.

В тот же период возникла еще одна специализация промышленности Монголии - предприятия металлообрабатывающего производства, в том числе чугунолитейный завод. Один за одним возводились полиграфические, бумажные фабрики, предприятия, специализирующиеся на изготовлении строительных материалов, обработке золота и др.

Монголия сегодня

После распада СССР помощь от советских республик, которая составляла почти треть внешнего ВВП, перестала поступать, что привело к затяжному спаду в экономике Монголии. Отрасли промышленности нуждались в проведении кардинальных экономических реформ.

Правительство страны приняло новый курс в развитии страны, направленный на построение рыночной экономики. В ходе реформ был принят ряд радикальных решений в большинстве сфер народного хозяйство. Государство перестало контролировать процесс ценообразования. Путем либерализации внутренней и внешнеэкономической деятельности были предприняты попытки перестроить банковскую систему, энергетический сектор, разработаны и приняты к исполнению программы по приватизации земель и реализации мер для привлечения иностранных инвестиций. Монголия участвовать в международных тендерах.

Однако процесс реформирования был приостановлен в результате оказания сопротивления коммунистического движения и политической нестабильности, возникнувшей по причине частой смены правительств.

Пик в кризисе экономики наступил в 1996 году после ряда природных катаклизм и падения мировых цен на медь и кашемир. Но несмотря на это уже следующий 1997 год признан годом экономического роста страны. В том же году Монголия стала полноправным участником ВТО. И хотя решение России о запрете на экспорт нефти и нефтепродуктов в 1999 году самым неблагоприятным образом сказалось на состоянии экономики Монголии, страна продолжила уверенными шагами идти вперед.

С 1999 года решением ВТО этому молодому и перспективному государству ежегодно оказывают финансовую помощь страны-партнеры: Китай, Россия, Южная Корея, Япония. И хотя экономические показатели и степень развитости промышленности в Монголии сложно назвать передовым, многие эксперты считают экономику этой страны наиболее прогрессирующей во всем мире. По их мнению, потенциал у государства огромен, учитывая запасы минерального сырья, разработка которого пока находится на начальной стадии.

Основа промышленности: природные и трудовые ресурсы

Несмотря на множество месторождений ценного минерального сырья, их разработка не ведется в полной мере из-за многочисленных ограничений. В Монголии ведется добыча бурого угля на четырех месторождениях, а в южной части страны, в районе горного массива Табан-Толгой обнаружены залежи каменного угля. По предварительным данным, геологические запасы составляют миллиарды тонн. Ведется активная разработка небольших вольфрамовых недр и участков, богатых плавиковым шпатом. Обнаружение медно-молибденовых руд на горе Эрдэнэтийн-овоо послужило основанием для создания горно-обогатительного комбината, вокруг которого расположился индустриальный городок Эрдэнэт.

Нефтяная промышленность Монголии активно развивается с середины прошлого века. Одним из основных предприятий данной отрасли является нефтеперерабатывающий завод в Сайн-Шанда - город, расположенный неподалеку от границы с КНР.

Рядом с озером Хубсугул были обнаружены массовые залежи фосфоритов. Однако сегодня разработку месторождения приостановили, даже не дав ей развиться в полной мере из-за экологической опасности. Известно о скоплении в недрах земли цеолитов - поиски этого материала Монголия осуществляла совместно с СССР. Однако сегодня добыча этих минералов алюмосиликатной группы, используемых в сельском хозяйстве для биостимуляционных процессов и адсорбции, практически не ведется из-за нехватки финансирования.

Развитие любых Монголии зависит от трудовых ресурсов. Численность населения по состоянию на 2018 год составляет 3,119 млн человек, из них приблизительно треть - граждане трудоспособного возраста. Часть населения (около 40 %) занята в сельском хозяйстве, в промышленности Монголии - около 20 %. Остальное население работает в сфере услуг, занимается частным предпринимательством и ведением домашнего хозяйства. Уровень безработицы находится на уровне 9 %.

Производство продуктов питания

Кратко о промышленности Монголии, которая обеспечивает потребности населения в продуктах питания, можно сказать так: на этот сектор экономики приходится порядка 40 % от всего производства. В данной отрасли активно развиваются производства молочной и мясной продукции. В мелких населенных пунктах (аймаках) сооружены многочисленные маслозаводы и сепараторные пункты. Стоит отметить, что буквально несколько десятилетий назад Монголия и рассчитывать не могла на производство товарного сливочного масла. Сегодня же оно является одной из крупных экспортных позиций.

Основным ингредиентом для пищевой промышленности в Монголии является молоко. В Улан-Баторе действует молочный завод который за сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. Все производственные процессы на данном предприятии давно автоматизированы и механизированы. Столичный молокозавод выпускает пастеризованную молочную и кисломолочную продукцию, сливочное масло, творог, сладкие глазированные сырки, мороженое. Это предприятие является ведущим заводом пищевой промышленности в Монголии.

Недалеко от Улан-Батора функционирует крупный мясокомбинат, оснащенный современной техникой, благодаря которой цеха завода демонстрируют высокие производственные результаты. В комплексе мясокомбината действуют цеха по переработке мясной продукции, отделы по изготовлению полуфабрикатов, колбас, консервов. Преимущественная часть товаров мясоперерабатывающей отрасли экспортируется в другие страны.

Помимо мясного и молочного производства, пищевая промышленность Монголии представлена маслодельной, кондитерской, хлебопекарной, ликероводочной, рыбной и другими отраслями. Несколько лет назад в республике начала стремительно развиваться новое направление пищевой промышленности — мукомольное производство. На сегодняшний день страна обеспечивает потребность своих граждан в муке за счет продукции национальных производителей. Помимо мельничного комбината в Улан-Баторе, который выпускает более 30 тыс. тонн муки ежегодно, действует ряд механизированных мукомольных фабрик в аймаках.

Промкомбинат в Улан-Баторе

Среди заводов легкой промышленности в Монголии необходимо в первую очередь отметить промышленный комбинат в столице - это одно из крупнейших предприятий, занимающееся переработкой сельскохозяйственной продукции. Промкомбинат в Улан-Баторе был построен в 1934 году. Впоследствии данное предприятие стали называть кузницей профессиональных кадров промышленности времен социализма. Промкомбинат состоит из комплекса заводов и фабрик, оснащенных современным оборудованием. Здесь функционируют шерстомойные, суконные, камвольные, валяльно-войлочные, обувные, шорные и текстильные цеха. Улан-Баторский промкомбинат включает в свою структуру также шевровый, хромовый, овчинно-шубный, кожевенный и другие заводы. Основная продукция, которую выпускает комбинат:

  • различные шерстяные ткани;
  • войлок;
  • драп;
  • сукно;
  • обувь для всех сезонов;
  • валенки;
  • одеяла из верблюжьей шерсти;
  • сумки;
  • верхнюю одежду.

Изделия комбината пользуются спросом не только внутри страны, их экспортируют в другие страны. Промкомбинат стремится к расширению производственной сферы. По мере развития данного холдинга его отдельные цеха уже давно приобрели статус самостоятельных предприятий.

Прогресс в отраслях тяжелой промышленности

На протяжении последних лет в стране наблюдается положительная динамика в развитии энергетической, каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей, горнорудной, строительной, деревообрабатывающей и прочих производственных сфер. Показатели среднегодового прироста превышают аналогичные цифры в других бывших социалистических республиках. Темпы роста промышленности Монголии удивляют многих экспертов в области экономики, поскольку эта страна, не так давно считавшаяся наиболее отсталой, уверенным шагом приближается к уровню передовых держав.

С целью развития основных отраслей народного хозяйства монголы стремятся вывести промышленное производство на новый уровень, соответствующий среднемировым показателям. Особое внимание правительство страны уделяет созданию и налаживанию собственного химико-фармацевтического, биологического производства, которое играет огромную роль для расширения основного сектора экономики - животноводческого и сельского хозяйства Монголии. В промышленности, как уже было отмечено, задействовано приблизительно 20 % трудоспособного населения, в то время как разведением скота, земледелием, выращиванием растительных культур занимается почти 40 % трудоспособных граждан.

Индустриализация монгольских городов и развитие угольной промышленности

Кратко о специализациях и отраслях промышленности Монголии, которые составляют основу топливно-энергетического блока экономики страны, можно сказать то, что они являются фундаментальными в развитии народного хозяйства. республики занимает основное место в данном сегменте. Сегодня в Монголии ведется добыча бурого и каменного угля на 13 крупных месторождениях. Наиболее востребованной для экспорта продукцией является коксующийся и высокосортный уголь, который добывают в Налайхинском районе под Улан-Батором.

Угольный бассейн отдельных районов Монголии, в частности в аймаках Уверхангая и Сухэ-Батора действующие шахты полностью обеспечивают потребность в твердом топливе не только своих населенных пунктов, но и некоторых соседних. Не так давно были сданы в эксплуатацию новые угольные шахты и оснащены новой техникой старые предприятия. Этот шаг закономерно привел к повышению среднегодовых показателей добычи более чем на 10-15 %.

Одновременно с угольными залежами в ходе разработок месторождений нередко обнаруживаются природные запасы руд, асбеста, известняка и прочего ценного сырья. Одним из стремительно развивающихся индустриальных центров сегодня считается Дархан-Уул. Здесь, в пределах Шарын-Гольского угольного бассейна строится промышленно-энергетический комплекс, который позволит обеспечить углем все сферы народного хозяйства и потребности населения. Именно поэтому город Дархан-Уул монголы называют «цветком дружбы». В строительстве данного комплекса значительную помощь республике оказывают страны бывшего СССР (Россия, Казахстан), Китай, Япония, Канада. Главными объектами комплекса должны стать несколько крупных угледобывающих предприятий, железнодорожный транспортный узел, высоковольтная линия электропередач и элеватор. На сегодняшний день здесь происходит процесс зарождения еще одного экономико-культурного центра Монголии.

Добыча нефти, производство электроэнергии

По мере роста топливной базы и промышленных отраслей в целом производство электрической энергии приходится выводить на новый уровень. Еще несколько десятков лет назад об электричестве даже не слышали в отдаленных регионах. Сегодня же потребность в электрификации объясняется не только бытовыми нуждами населения, а в первую очередь необходимостью механизации и автоматизации производства в стране и увеличения показателей готовой продукции. В аймачных центрах функционируют местные электроподстанции.

В отличие от других индустриальных отраслей, нефтеперерабатывающая является сравнительно молодой специализацией в промышленности Монголии. Отрасль пока находится на стадии становления., но при этом половину бензина для своих нужд страна производит сама, остальное - импортирует.

Единственный крупный центр нефтепереработки находится в Восточной Гоби. Здесь не так давно появился молодой город — Дзунбаян, в котором размещены также объекты инфраструктуры и культурно-бытового значения. Восточная Гоби удовлетворяет почти половину потребностей Монголии в топливной продукции.

В связи с расширением производственной и обрабатывающей промышленности, в Монголии с каждым годом увеличиваются показатели затрат электроэнергии, что побуждает правительство к рассмотрению вопроса о возведении новых ТЭС.

Добыча минеральных руд и металлов

Горнодобывающая промышленность обеспечивает Монголию:

  • золотом;
  • марганцем;
  • вольфрамом;
  • магнитным железняком;
  • свинцовыми рудами;
  • горным хрусталем;
  • бирюзой и прочими цветными, драгоценными металлами;
  • солью.

Рядом с местами крупных месторождений выстраивают горнорудные и перерабатывающие предприятия. Монголия экспортирует в другие страны вольфрам, и отдельные виды цветных металлов. Черная металлургия в Монголии представлена механическим обрабатывающим заводом с чугунолитейным цехом в Улан-Баторе. На внутреннюю и экспортную продажу здесь выпускается сельскохозяйственное оборудование, ручные инструменты, мелкая техника.

В республике добывается мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. Добыча сырья данного типа позволяет развивать промышленную отрасль стройматериалов. За последние несколько лет были сданы в эксплуатацию несколько десятков предприятий, включая домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе. Они занимаются производством извести, цемента, кирпича, шифера и других строительных товаров. Отдельного внимания заслуживает завод крупнопанельного домостроения в столице Монголии, стекольный комбинат в Налайхе, железобетонный и кирпичные заводы в Улан-Баторе. В цехах применяются комплексные механизированные технологии. Все предприятия оснащены современной техникой.

Производство строительных материалов и их продажа населению по доступной цене - это важный аспект для народа, который в недавнем прошлом считался кочевым. Переходу монголов на оседлость способствует масштабное строительство благоустроенных домов, объектов инфраструктуры, развития сети общественного транспорта в городах и аймаках.

Аграрное хозяйство

Министерство сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии делает все для того, чтобы поддерживать аграрный сектор экономики и создавать для его развития максимально благоприятные условия. Сельское хозяйство на протяжении всей истории существования этого государства лежало в основе его экономики. В условиях перехода к рыночной модели значение аграрного сектора не уменьшилось. В нем задействована почти половина трудового резерва Монголии, хотя еще 50-60 лет назад этот показатель достигал 80 %. Сельское хозяйство обеспечивает более 40 % всего ВВП. Монголы занимают третье место в мире по поголовью скота на душу населения уступая первенство Австралии и Новой Зеландии.

Почти до середины прошлого века, пока промышленность проходила процесс становления и превращения в самостоятельную сферу, аграрное хозяйство оставалось единственной производственной отраслью. Еще в те времена готовую продукцию поставляли на экспорт, что позволяло получать почти 60 % общенационального дохода. Со временем эта доля сокращалась и сегодня составляет порядка 35-40 %, причем больше половины экспортной продукции является сырьевой.

От уровня и темпов развития сельского хозяйства зависят важнейшие экономические показатели в этой стране. В частности, затраты на сельскохозяйственное сырье являются основной частью расходов на производство товаров легкой и пищевой промышленности. Министерство сельского хозяйства Монголии постоянно работает над созданием новой концепции и методик, которые позволили бы сделать минимальными издержки и повысить производительность готовой продукции.

Пастбищное животноводство - это преобладающий вид хозяйственной деятельности, которой занимаются монголы. По некоторым данным, на одного человека здесь приходится 12 голов скота. В некоторых аймаках скот является условной денежной единицей в сделках материального характера. В отличие от животноводства, земледелие в современной Монголии играет второстепенную роль.

Завершение

Развитие промышленности привело к формированию рабочего класса по модели пролетариата СССР. В процессе обучения специализированных рабочих кадров важную роль сыграло участие Советского Союза. Часть монголов приобретала опыт и знания, работая на своих предприятиях под началом присланных советских мастеров. Обучение они проходили в специальных кружках, технических секциях, учебных комбинатах. Другие же получали образование непосредственно в СССР. Таким образом, Монголия - это пример общенационального стремления к экономическому процветанию своей страны путем развития промышленности, рационализации производственных процессов и экономии ресурсов.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: