Условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам. Межбюджетные трансферты из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются (ст.141* БК РФ) в

1) финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений в соответствии со статьей 1421 БК РФ;

2) субвенций, перечисляемых в региональные фонды финансовой поддержки поселений и региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в соответствии со статьей 1422 БК РФ;

3) субвенций, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в соответствии со статьей 1423 БК РФ153;

4) средств, перечисляемых в федеральный бюджет или в бюджет субъекта РФ в связи с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъекта РФ и (или) исполнением иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной власти;

5) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Теперь рассмотрим "Порядок предоставления финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений" (ст.1421)154. Финансовая помощь может быть оказана бюджетам поселений, входящих в состав данного муниципального района, в форме дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и иных дотаций и субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ.

В составе бюджетов муниципальных районов в целях дополнительного по отношению к дотациям из регионального фонда финансовой поддержки поселений выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения могут образовываться районные фонды финансовой поддержки поселений. Порядок их образования и распределения дотаций из них устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Объем этого фонда утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений, за исключением дотаций, которые предоставляются за счет средств бюджетов субъектов РФ (п.5 ст. 138), предоставляются поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений данного муниципального района.

Расчетная бюджетная обеспеченность поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом поселения исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по поселениям данного муниципального района с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных поселений не допускается. Этот пункт 4 ст. 1421 вступает в силу в следующем порядке:

1) при формировании и утверждении проектов бюджетов муниципальных районов на 2006, 2007, 2008 и 2009 годы часть средств районных фондов финансовой поддержки поселений может распределяться с использованием доходов и расходов бюджетов городских и сельских поселений;

2) объем указанных средств районного фонда финансовой поддержки поселений не может превышать:

в 2006 году - 50% общего объема средств этого фонда;

153 Ст. 1421- 1423 БК РФ в дальнейшем будут рассмотрены

в 2007 году - 40% общего объема средств этого фонда; в 2008 году - 30% общего объема средств этого фонда; в 2009 году - 20% общего объема средств этого фонда.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения с учетом дотаций районного фонда финансовой поддержки поселений не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из указанного фонда иного поселения, входящего в состав данного муниципального района, которое до распределения указанных дотаций имело более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности.

Распределение дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений между поселениями утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Ст. 1422 БК РФ рассматривает Порядок предоставления субвенций из местных бюджетов бюджету субъекта РФ. Законом субъекта РФ может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя (пункт

Порядок расчета и перечислений указанных субвенций устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Субвенции из бюджетов поселений, перечисляемые в бюджет субъекта РФ в соответствии со статьей 1422, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки поселений. В случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений указанные субвенции из бюджетов поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, зачисляются в региональный фонд компенсации для распределения между бюджетами муниципальных районов в порядке, установленным абзацем 2 пункта 5 ст. 137155 БК РФ. Субвенции из бюджетов муниципальных районов и городских округов, перечисляемые в бюджет субъекта РФ в соответствии со статьей 1422, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Объем субвенций, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 1 ст. 1422. Объем указанной субвенции для отдельного муниципального образования (МО) в расчете на одного жителя не может превышать 50% разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя и двукратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя в последнем отчетном году.

Расчетные налоговые доходы МО в расчете на одного жителя после исключения субвенции, подлежащей перечислению в бюджет субъекта РФ, не могут быть ниже расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя иного МО, которое до исключения указанной субвенции имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов на одного жителя.

Объем субвенций, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год (пункт 4 ст. 1422).

Органы местного самоуправления соответствующего МО предусматривают в местном бюджете субвенцию, указанную в пункте 4 ст. 1422, и обеспечивают ее перечисление в

См. выше указанный абзац

бюджет субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. В случае невыполнения органами местного самоуправления указанных требований законом субъекта РФ предусматривается снижение для данного МО нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), до уровня, обеспечивающего поступление в бюджет субъекта РФ средств в размере указанной субвенции, а в случае их недостаточности - централизация части доходов от местных налогов в пределах, не превышающих размера указанной дотации.

Порядок предоставления субвенций из бюджетов внутригородских муниципальных образований бюджетам субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами указанных субъектов РФ в соответствии с БК РФ.

Ст. 1423 рассматривает Порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", обязаны перечислять в бюджет муниципального района субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным ФЗ. Цели, порядок, перечисления и использования данных субвенций устанавливаются уставом муниципального района и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального района.

Размер субвенций утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год по единому для всех поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг.

В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год в части перечисления субвенций в бюджет муниципального района решением представительного органа муниципального района в порядке, установленном законом субъекта РФ, может быть предусмотрено снижение для данного поселения нормативов отчислений от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), до уровня, обеспечивающего поступление в бюджет муниципального района средств в размере указанной субвенции.

В заключение рассмотренной темы "Межбюджетные трансферты" следует отметить следующее. Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять очень важные функции:

Возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;

Способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

В пределах любой страны есть более и менее развитые территории. Для обеспечения равномерности используются различные виды межбюджетных трансфертов. Управление в современных государствах обычно осуществляется на разных уровнях. Имеется не только аппарат центрального правительства, но и местные органы власти. В федеральных государствах существует еще и третий промежуточный уровень управления, который осуществляет свои полномочия в пределах отдельного штата, провинции, кантона или другого субъекта. Такая система помогает обеспечить эффективную компенсацию неодинакового развития регионов. В статье будут рассмотрены следующие вопросы: понятие, формы, виды межбюджетных трансфертов, их значение и способы регулирования их распределения.

Понятие и его экономический смысл

Межбюджетные трансферты – это один из инструментов перераспределения средств между регионами страны. Их основная функция – это обеспечение равномерности развития различных территорий в пределах одного государства. Бюджет является централизованным фондом, в котором содержатся все денежные ресурсы страны. От их эффективного использования зависит не только настоящее, но и будущее государства. Однако важно не только то, куда вкладывать эти средства, но и где именно это делать.

Функции

Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

  • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
  • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
  • Устранение недостатков системы взимания налогов.

Формы трансфертов

В 16-й главе Бюджетного кодекса РФ объясняется порядок перераспределения средств между регионами. В статье 6 дано определение понятия. Выделяются такие виды межбюджетных трансфертов в России:

  1. Дотации, направленные на выравнивание обеспеченности средствами субъектов РФ.
  2. Субсидии федеральным бюджетам.
  3. Иные межбюджетные трансферты, виды и назначение которых рассматриваются в главе 16.
  4. Субвенции субъектам РФ.
  5. Трансферты, направленные во внебюджетные фонды.

Дотации

Межбюджетные трансферты, понятие и виды которых определены в главе 16, различаются не только своим направлением, но и порядком возврата. Самой выгодной формой являются дотации. Они даются регионам на безвозмездной основе. При этом их назначение не является заранее определенным. Полученные субъектом дотации могут быть использованы по его усмотрению. Эти средства выделяются из специального Федерального фонда финансовой поддержки. Он формируется исходя из минимального уровня обеспеченности средствами регионов РФ. Точная сумма выделяемых каждому субъекту дотаций утверждается на каждый финансовый год. За счет данных средств государство уменьшает диспропорции в развитии различных регионов Российской Федерации.

Субсидии

Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.

Субвенции

Данный инструмент обеспечения равномерности развития регионов используется в целях восполнения расходов, связанных с исполнением муниципальными образованиями полномочий центрального аппарата. Субвенции выделяются из специального Федерального фонда компенсаций. Средства из него распределяются согласно требованиям нормативно-правовых актов. Они, как и два предыдущих вида, предоставляются на безвозмездной основе. Однако особенностью субвенций, как и субсидий, является их целевой характер. Эти две категории различаются только по объему финансирования. Субвенции полностью покрывают целевые расходы, а субсидии – только их часть.

Что касается межбюджетных кредитов, то они полностью соответствуют обычным. Они предоставляются на возвратной и возмездной основе субъекту федерации на заранее оговоренный период.

Виды иных межбюджетных трансфертов

Отдельно законодательство выделяет еще одну группу средств. Их называют иными межбюджетными трансфертами. Данная группа появилась только в новом кодексе, до этого законодательство РФ не предусматривало такую форму перераспределения средств. Они носят также безвозвратный и безвозмездный характер. К этой группе, например, относят трансферты закрытым административно-территориальным территориям.

Из местных бюджетов

Трансферты могут распределяться не только через центральный аппарат власти. Отдельные субъекты РФ также могут предоставлять их друг другу. Формы трансфертов аналогичны тем, которые могут предоставляться из федерального бюджета. Среди них выделяют:

  • Дотации на выравнивание денежной обеспеченности различных поселений и муниципальных районов.
  • Субсидии центрального аппарата местным бюджетам.
  • Субвенции автономным округам и другим субъектам РФ, федеральному бюджету.
  • Иные трансферты.

Роль в региональном бюджете

Основная цель существования органов власти – это обеспечение комплексного развития государства. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения этой задачи. На сегодняшний день во многих странах проводится децентрализация управления. Считается, что органы местного самоуправления лучше знают, куда вкладывать деньги, чтобы добиться максимального эффекта. Поэтому возможности субъектов РФ все больше расширяются, в том числе и за счет трансфертов. Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию. Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.

Нормативно-правовая база

Процесс совершенствования сферы межбюджетных отношений в России начался с распадом СССР. С течением времени этот вопрос становился все более актуальным. В законодательстве РФ определены понятие, виды и значение межбюджетных трансфертов. Описаны и основные условия их представления.

Все виды трансфертов подробно рассмотрены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Также они описываются в постановлениях и распоряжениях Правительства.

Основные условия предоставления

Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

  1. Субъект не может брать на себя новые расходные обязательства, если 20 % его бюджета приходится на трансферты.
  2. При получении дополнительных средств регион обязуется более тщательно следить за финансовой дисциплиной.
  3. Счетная палата РФ, как и Федеральная служба бюджетного надзора, может в любой момент осуществить внешнюю проверку субъекта, который получил трансферты.

Несколько иным является порядок получения средств от отдельных субъектов с более высоким уровнем развития. Среди основных условий:

  1. Трансферты из бюджетов субъектов федерации предоставляются только при соблюдении органами местного самоуправлении законодательства РФ.
  2. Отсутствие просроченной задолженности у потенциального получателя.
  3. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия получения и предоставления трансфертов.

Направления совершенствования

С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов. Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений. Важна и методика расчета объема трансфертов.

Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов. Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию. В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства. Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.

Выводы

Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

  • Применение блочных трансфертов.
  • Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
  • Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
  • Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.

БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты :

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. из федерального бюджета;
  2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. из местных бюджетов;
  4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

  • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

  • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

Городские (городов Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым и городов областного подчинения) и районные советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах дотации выравнивания бюджетам районов в городах, бюджетам сел, поселков, городов районного подчинения и их объединений, а также средства, передаваемые из этих бюджетов.

Верховная Рада Автономной Республики Крым и соответствующие советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах такие виды межбюджетных трансфертов:

субвенции на содержание объектов общего пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов общего пользования;

субвенции на выполнение собственных полномочий территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений;

субвенции на выполнение инвестиционных проектов;

другие субвенции.

Субвенции из Государственного бюджета Украины на выполнение инвестиционных проектов. Субвенции из Государственного бюджета Украины на выполнение инвестиционных проектов предоставляются из Государственного бюджета Украины бюджету Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя с их дальнейшим перераспределением для бюджетов местного самоуправления.

Субвенции на выполнение инвестиционных проектов предоставляются на основе конкурентности между бюджетами местного самоуправления и предусматривают финансовое участие бюджета получателя субвенции в осуществлении программы или проекта. Органы местного самоуправления, в которых среднегодовой фактический объем расходов на содержание бюджетных учреждений за три последних бюджетных периода меньше объем, определенный согласно финансовым нормативам бюджетной обеспеченности, имеют приоритетное право на получение субвенции на выполнение инвестиционных проектов.

Основные принципы предоставления субвенций определяются отдельным законом, порядок и условия их предоставления определяются Кабинетом Министров Украины, а объем субвенций на следующий бюджетный период определяется Законом о Государственном бюджете Украины.

Порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Дотация выравнивания и субвенции из Государственного бюджета Украины местным бюджетам перечисляются со счетов Государственного бюджета Украины органами Государственного казначейства Украины бюджета Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым и городов областного подчинения и районным бюджетам. Перечисление средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из бюджета Автономной Республики Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя, бюджетов городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым и городов областного подчинения, районных и областных бюджетов, обеспечивается соответствующими органами Государственного казначейства Украины.

Порядок перечисления дотации выравнивания и субвенций из Государственного бюджета Украины местным бюджетам, средств, передаваемых в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, а также порядок перечисления межбюджетных

трансфертов между местными бюджетами определяются Кабинетом Министров Украины и должны обеспечивать своевременность, равномерность, гарантированность и полноту перечисления трансфертов.

1. От эффективности бюджетного планирования в значительной мере зависит экономическое и социальное развитие государства.

2. Четкое соблюдение задач, принципов и методов бюджетного планирования - залог эффективности бюджетных процессов.

3. Для повышения эффективности бюджетных процессов в Украине целесообразно начать 3-5-летнее бюджетное планирование.

4. Механизм межбюджетных трансфертов имеет:

¾ способствовать гармоничному социально-экономическом развитии регионов;

¾ учитывать заинтересованность местных органов власти;

¾ базироваться не только на нынешнем экономическом состоянии регионов, но и учитывать потенциальные возможности.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение термина "бюджетное планирование

2. В чем сущность основных юридических актов, регламентирующих бюджетное планирование?

3. Назовите основные программы экономического и социального развития.

4. Охарактеризуйте задачи, принципы и методы бюджетного планирования.

5. В чем сущность бюджетного прогнозирования?

6. Назовите виды бюджетной классификации, их основные составляющие.

7. В чем сущность общего и специального фондов бюджета?

8. Расскажите о сущности и основных вида межбюджетных трансфертов.


Формы и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов определены в ст. ст. 142–142.3 БК РФ.
Законом субъекта РФ может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом соответствующего субъекта РФ. При этом указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего уровня в расчете на одного жителя. Порядок расчета и перечисления таких субвенций устанавливается законом субъекта РФ.
Субвенции из бюджетов поселений, перечисляемые в бюджет субъекта РФ, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки поселений, а субвенции из бюджетов муниципальных районов и городских округов – в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Объем субвенций, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта РФ.
Из бюджета муниципального района бюджетам поселений, входящих в состав данного муниципального района, может предоставляться финансовая помощь в форме дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и иных дотаций и субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и законами соответствующего субъекта РФ.
В целях дополнительного выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения в составе бюджетов муниципальных районов могут образовываться районные фонды финансовой поддержки поселений. Порядок образования таких фондов и распределения дотаций из указанных фондов устанавливается законом субъекта РФ. Объем районного фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотаций между поселениями утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.
Поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, обязаны перечислять в бюджет муниципального района субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок расчета, перечисления и использования указанных субвенций устанавливаются уставом муниципального района или нормативным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субвенций утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о соответствующих местных бюджетах по единому для всех поселений муниципального района нормативу.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: