Теория всего. Государственный долг РФ, его структура, предельный объем, виды долговых обязательств Верхний предел государственного долга утверждается

Изменятся требования, по которым муниципалитеты формируют верхний предел муниципального долга. Если у муниципального образования есть бюджетные кредиты, теперь это не повод превышать предельный уровень долга.

Муниципальные образования начали верстать проекты решений о бюджете на 2018-2020 годы. Необходимо, чтобы бюджет был сбалансированным, то есть доходы должны равняться расходам в сумме с источниками погашения дефицита местного бюджета.

  • Важная статья:

Для этого нужно следить, чтобы предельный объем муниципальных заимствований не превышал сумму, которую муниципалитет направляет на финансирование дефицита или погашение своих долговых обязательств (ст. 106 Бюджетного кодекса РФ).

Какой предел установлен для муниципального долга

Объем муниципального долга на финансовый год, который муниципальное образование утверждает в решении о бюджете, не может быть больше утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета. При этом не нужно учитывать безвозмездные поступления и налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений (ст. 107 Бюджетного кодекса РФ).

Для муниципальных районов, городских округов, поселений, у которых дотации составляют больше 50 процентов объема собственных доходов, другие правила. Для них предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета. При этом также не учитывают безвозмездные поступления и налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений (ст. 107 Бюджетного кодекса РФ).

Можно ли превысить верхний предел муниципального долга

С 2018 года изменяются требования по предельному объему муниципального долга. Он должен строго соответствовать ограничениям, которые определены в статье 107 Бюджетного кодекса РФ. А бюджетные кредиты больше не будут основанием для возможного превышения предельного уровня. Учтите это, когда будете формировать бюджеты на 2018-2020 годы.

Изменения связаны с тем, что Минфин ориентирует регионы и муниципальные образования на снижение величины долга и ограничивает использование бюджетных кредитов как инструментов заимствований и реструктуризации регионального и муниципального долга. То есть, если при исполнении бюджета объем муниципального долга превысит установленный предел, орган местного самоуправления может принять новые долговые обязательства только после того, как приведет муниципальный долг в соответствие требованиям законодательства.

В 2018 году органы местного самоуправления, которые используют бюджетные кредиты и превысят из-за этого предельные значения, должны будут вначале привести долг к приемлемому уровню и только после этого делать новые заимствования. Данное обстоятельство следует учесть уже при разработке местного бюджета на 2018-2020 годы. И не планировать заимствования в названных выше условиях. Такой подход может привести к росту дефицитов местных бюджетов и угрозе их несбалансированности.

До 1 января 2018 года объем муниципального долга может быть больше предела. Об этом сказано в пункте 9 статьи 7 Закона № 58-ФЗ. Так, долг можно было превысить на сумму бюджетных кредитов, которые привлекли в текущем финансовом году в бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ. Таким образом, в бюджете на 2017-2019 годы уровень муниципального долга мог быть существенно выше, чем установленный предел.

В 2014 году в трех регионах доля муниципального долга в собственных доходах местных бюджетов превышала уровень 40% (Республика Татарстан - 49,6%, Смоленская область - 40,3%, Пензенская область - 40,1%).

В 2015 году лидерами по относительной величине долга стали: Удмуртская Республика - 80,4%, Пензенская область - 80,8%, Республика Мордовия - 97,2%, Республика Татарстан - 100,5%. Столь высокий уровень долга связан с использованием бюджетных кредитов. Так, в Республике Татарстан в объеме муниципального долга бюджетные кредиты составляли 25,4 млрд руб., а общий объем долга - 30,23 млрд руб.

Объем расходов муниципальных образований на обслуживание муниципального долга по состоянию на 1 января 2015 года составил 16,3 млрд руб.

На 1 января 2016 года объем долговых обязательств муниципальных образований составлял 29,9% по отношению к объему доходов местных бюджетов без учета утвержденных объемов безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Как рассчитать предельный объем

Верхний предел долга нужно не просто установить в муниципальном правовом акте, но и рассчитать. Сумму определяют исходя из динамики долговых обязательств в течение года. То есть берут сумму объема муниципального долга на начало года, прибавляют объем принятых новых обязательств (прямых и условных) и вычитают объем исполненных обязательств (прямых и условных).

Пример расчета верхнего предела муниципального долга - в таблице.

Статья «Муниципальный внутренний долг» проекта решения о местном бюджете может выглядеть так:

«Статья <…> «Муниципальный внутренний долг»

1. Установить верхний предел муниципального внутреннего долга муниципального образования на 1 января 2018 года в сумме ____ тыс. руб., на 1 января 2019 года - ____ тыс. руб., на 1 января 2020 года - _____ тыс. руб.

2. Установить верхний предел муниципального долга по муниципальным гарантиям муниципального образования на 1 января 2018 года в сумме ____ тыс. руб., на 1 января 2019 года - ____ тыс. руб., на 1 января 2020 года - ___ тыс. руб.

3. Установить предельный объем муниципального внутреннего долга муниципального образования на 2018 год в сумме ____ тыс. руб., на 2019 год - ____ тыс. руб., на 2020 год - ____ тыс. руб.

4. Установить предельный объем расходов местного бюджета муниципального образования на обслуживание муниципального внутреннего долга муниципального образования в 2018 году _____ тыс. руб., в 2019 году - _____ тыс. руб., в 2020 году - ____ тыс. руб.».

Таблица. Расчет верхнего предела муниципального долга

Долговые обязательства

Муниципальный долг, тыс. руб.

на 01.01. 2017 (факт)

2017 год

на 01.01. 2018 (оценка)

2018 год

на 01.01. 2019 (ожидаемое)

Привлечение (увеличение) обязательств

Погашение (уменьшение) обязательств

Муниципальные гарантии

в том числе:

наименование муниципальной гарантии 1

наименование муниципальной гарантии 2

наименование муниципальной гарантии 3

Бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

в том числе:

наименование договора 1

наименование договора 2

наименование договора 3

Кредиты, полученные от кредитных организаций

наименование муниципального контракта 1

наименование муниципального контракта 2

на финансирование дефицита бюджета

на погашение муниципальных долговых обязательств

Всего муниципальный долг

СТ 107 БК РФ

1. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу субъекта Российской Федерации, муниципальному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, долга муниципального образования (муниципального долга) в целях настоящего Кодекса означает объем долга субъекта Российской Федерации, объем муниципального долга, который не может быть превышен при исполнении соответствующего бюджета.

2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, предельный объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

4. Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга превышает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга в соответствие с требованиями настоящей статьи.

6. Законом о бюджете субъекта Российской Федерации устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

Решением о местном бюджете устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.

Статья 107. Верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации, верхние пределы муниципального внутреннего и внешнего долга и предельные значения показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации, муниципального образования

1. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации устанавливаются верхние пределы государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии у субъекта Российской Федерации обязательств в иностранной валюте) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, государственным гарантиям субъекта Российской Федерации в иностранной валюте (при наличии у субъекта Российской Федерации обязательств по государственным гарантиям в иностранной валюте).

2. Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете (решением о местном бюджете) устанавливаются верхние пределы муниципального внутреннего долга, муниципального внешнего долга (при наличии у муниципального образования обязательств в иностранной валюте) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода (по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом), с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям в валюте Российской Федерации, муниципальным гарантиям в иностранной валюте (при наличии у муниципального образования обязательств по муниципальным гарантиям в иностранной валюте).

3. Верхние пределы государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии у субъекта Российской Федерации обязательств в иностранной валюте), верхние пределы муниципального внутреннего долга, муниципального внешнего долга (при наличии у муниципального образования обязательств в иностранной валюте) устанавливаются при соблюдении ограничений, установленных пунктами 4 и настоящей статьи.

4. Объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общий объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать 50 процентов утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

5. Объем муниципального долга не должен превышать утвержденный решением о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) общий объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц. Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного решением о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) общего объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц.

6. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе в рамках управления соответствующим долгом и в пределах соответствующих ограничений, установленных настоящей статьей, утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу субъекта Российской Федерации, муниципальному долгу.

7. Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решением о местном бюджете) при соблюдении следующих требований:

1) доля объема расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде (муниципального долга в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году) не должна превышать 10 процентов утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период или решением о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) общего объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) годовая сумма платежей в очередном финансовом году и плановом периоде по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, не должна превышать 20 процентов утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период годового объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при расчете указанного соотношения не учитывается сумма платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

3) годовая сумма платежей в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году) по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, не должна превышать 20 процентов утвержденного решением о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) общего объема налоговых, неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при расчете указанного соотношения не учитывается сумма платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода.

1. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу субъекта Российской Федерации, муниципальному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, долга муниципального образования (муниципального долга) в целях настоящего Кодекса означает объем долга субъекта Российской Федерации, объем муниципального долга, который не может быть превышен при исполнении соответствующего бюджета.

2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, предельный объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

4. Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга превышает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга в соответствие с требованиями настоящей статьи.

6. Законом о бюджете субъекта Российской Федерации устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

Фрагмент работы:

Практическое задание 1

Определить предельный объем государственного долга субъекта РФ, если:

Доходы регионального бюджета запланированы в размере 25 278 млн. рублей,

в том числе:

Налоговые доходы – 14 321 млн. рублей;

Неналоговые доходы – 8 637 млн. рублей;

Межбюджетные трансферты – 2 320 млн. рублей,

в том числе субвенций из Федерального фонда компенсаций – 286 млн. рублей.

Практическое задание 2

Рассчитайте доходы бюджета городского поселения в целом и в разрезе отдельных источников, если на его территории были собраны следующие виды доходов:

Налог на прибыль организаций - 217 млн. рублей

Налог на доходы физических лиц – 159 млн. рублей

Налог на имущество организаций – 39 млн. рублей

Единый налог на вмененный доход – 1 млн. рублей

Единый сельскохозяйственный налог – 0,5 млн. рублей

Доходы от использования муниципального имущества – 6 млн. рублей

Тестовое задание

1. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории:

А. сводный финансовый баланс

Б. перспективный финансовый план

В. бюджетная система

Г. консолидированный бюджет

2. Форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования имеют высокую степень самостоятельности, и бюджетная система состоит из трех уровней, называется:

А. федеральное государство

Б. демократическое государство

В. союзное государство

Г. федеративное государство

3. Принципом, означающим установление доходов и расходов региональных и местных бюджетов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными бюджетным кодексом является:

А. принцип единства бюджетной системы

Б. принцип самостоятельности бюджетов

В. принцип равенства бюджетных прав

Г. принцип разграничения доходов и расходов

4. Установление порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ относится к ведению:

А. федеральных органов власти

Б. региональных органов власти

В. территориальных органов власти

Г. местных органов власти

5. Группами классификации доходов бюджетов РФ являются:

А. налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления

Б. доходы, безвозмездные перечисления, доходы от предпринимательской деятельности

В. налоговые доходы, неналоговые доходы, заемные средства

6. Состав налоговых доходов бюджетов определяется:

А. Налоговым кодексом

Б. Гражданским кодексом

В. Бюджетным кодексом

Г. Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»

7. Доходами местных бюджетов являются:

А. налог на добавленную стоимость

Б. земельный налог

В. налог на доходы физических лиц

Г. акцизы

8. Финансовый план учреждения, отражающий объемы бюджетного финансирования называется:

А. баланс доходов и расходов

Б. смета доходов и расходов

В. сводный финансовый баланс

Г. бюджет

9. Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ, утверждаемый на очередной финансовый год не должен превышать:

А. 10% доходов бюджета без учета финансовой помощи

Б. 15% доходов бюджета без учета финансовой помощи

В. 20% доходов бюджета без учета финансовой помощи

Г. суммарного объема инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга

10. Прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год Государственная Дума рассматривает:

А. в 1 чтении

Б. во 2 чтении

В. в 3 чтении

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: