Когда ввели подоходный налог в ссср. Какие налоги платили в ссср

2.1. Налоговая система СССР с 1965 по 1985 гг

Бюджетное устройство страны регулировалось Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 30 октября 1959 г. Союзный бюджет являлся ведущим звеном бюджетной системы страны, он обеспечивал необходимыми денежными средствами финансирование имеющих общесоюзное значение мероприятий в области экономического и социального развития, обороны страны, содержания центральных органов государственной власти и управления посредством союзного бюджета перераспределялась часть общегосударственных финансовых ресурсов между отраслями народного хозяйства, внутри этих отраслей и между союзными республиками в целях планомерного, пропорционального их развития. Рассмотрим, какие виды налогов входили в доходы бюджетов и охарактеризуем некоторые из них.

В доходы союзного бюджета поступали следующие общесоюзные государственные налоги и доходы:

Налог с оборота предприятий и хозяйственных организаций. В него не входила та часть, которая передавалась в государственные бюджеты союзных республик. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту;

Платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения;

Подоходный налог с кооперативных и других общественных организаций, включавший в себя подоходный налог с колхозов и подоходный налог с потребительской кооперации и хозяйственных органов общественных организаций. Он представлял собой прямой налог, взимавшийся в виде части прибыли предприятий и хозяйственных органов потребительской кооперации и общественных организаций;

Подоходный налог с населения, кроме части, передаваемой в государственные бюджеты республик. Он делился на подоходный налог с рабочих и служащих, занятых на социалистических предприятиях, в учреждениях, организациях, а также с лиц, работающих не по найму, и сельскохозяйственный налог;

Доходы от внешней торговли Толкушкин А. В. История налогов в России: учеб. пособие / А. В Толкушкин - М.: Юристъ, 2001. С. 263.

В бюджеты союзных республик поступали следующие доходы

Платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций республиканского и местного подчинения;

Подоходный налог с колхозов;

Подоходный налог с кооперативных и других общественных организаций, уплачиваемый их республиканскими и местными органами и подчиненными им предприятиями им предприятиями и организациями;

Сельскохозяйственный налог;

Отчисления от подоходного налога с населения в размере 50%;

Отчисления от поступлений по реализации государственных внутренних выигрышных займов в размере 50%;

Государственная пошлина;

Налог с доходов от демонстрации кинофильмов. Ставки этого налога дифференцировались в зависимости от местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа - 55%, в сельских местностях - 10%;

Местные налоги Там же. С. 265. ;

В местные бюджеты поступали:

Платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения;

Налог с доходов от демонстрации кинофильмов;

Государственная пошлина;

Налог с владельцев строений. Он взимался со всех, кто владел какими-либо строениями в размере 0,5% стоимости строений за строения жилищного фонда кооперативных предприятий, учреждений, организаций и иностранных юридических лиц и 1% стоимости строений за остальные строения;

Земельный налог. Налог взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц и лиц без гражданства по выделенным им в установленном порядке земельным участкам. Исчисление налога производилось с квадратного метра земельной площади;

Налог с владельцев транспортных средств. Налог взимался с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им автомобили, мотоциклы, мотосани, моторные лодки. Ставки налога были установлены в копейках с каждой лошадиной силы или киловатта мощности в зависимости от вида транспортного средства и административного значения местности, в которой проживает его владелец Толкушкин А. В. История налогов в России: учеб. пособие / А. В Толкушкин - М.: Юристъ, 2001. С. 266. .

Кроме налоговых платежей в Советском Союзе в период с 1965г. по 1985г. существовали пошлины и сборы.

Пошлина представляет собой плату, взимаемую учреждениями за определенные действия или услуги, оказываемые отдельным физическим и юридическим лицам.

В 1979г. была изменена система взимания государственной пошлины, было установлено два вида пошлины: простая, которая взималась в твердых ставках, и пропорциональная, взимаемая в проценте от суммы договора, иска и др. уплата пошлины производилась специальными пошлинными марками, наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо путем перечисления со счета налогоплательщика в кредитном учреждении. Таможенные пошлины в СССР применялись при ввозе товаров из капиталистических стран. Ввозные пошлины взимались с предметов личного потребления, поступавших в международных почтовых отправлениях в адрес отдельных лиц, проживавших в СССР, или ввозимых лицами, прибывавшими в СССР. Вывозные пошлины применялись лишь к предметам произведений искусства и старины, вывозившихся по особому разрешению Министерства культуры СССР. Транзитные пошлины взимались при переходе иностранного груза через границу данной страны, следующего через ее территорию для потребления в третьей стране. С 1968г. была установлена патентная пошлина за подачу заявки на промышленный образец, заявлений на регистрацию товарного знака и о продлении срока действия свидетельства на товарный знак.

Сборы в СССР представляли собой обязательные платежи предприятий, организаций, учреждений и отдельных лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.

Портовые сборы в стране взимались со всех судов, посещавших советские порты. Внешнеторговые сборы представляли собой денежные сборы, взимаемые правомочными государственными органами сверх внешнеторговых пошлин при экспортно-импортных сделках и транзитных перевозках. Сбор за государственную проверку мер и измерительных приборов взимался за проверку вновь изготовленных, отремонтированных или находившихся в эксплуатации мер и измерительных приборов, подлежащих обязательной государственной проверке и клеймлению органами Государственного комитета СССР по стандартам. Сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией подразделялись на сборы за технический осмотр транспортных средств, сборы за выдачу номерных знаков и технических паспортов, сбор за прием экзамена по правилам движения и навыкам вождения. Разовый сбор на колхозных рынках взимался в виде платы за право торговли на рынках и других отведенных для этих целей местах. Рыболовный сбор взимался за осуществление промысловой добычи рыбы, морского зверя, морепродуктов, уплачивался с доходов от их продажи в счет установленного плана государственными и кооперативным предприятиям, организациям. Консульские сборы представляли собой плату, взимаемую с граждан, учреждений и организаций за официальные действия, выполняемые по их просьбе консульствами и другими органами Министерства иностранных дел, по тарифам, устанавливаемым в соответствии с внутренним законодательством страны, назначающей консула Толкушкин А. В. История налогов в России: учеб. пособие / А. В Толкушкин - М.: Юристъ, 2001. С. 279-282. .

Помимо отчислений из прибыли предприятий и организаций, налогов, взимавшихся с физических и юридических лиц, пошлин и сборов в бюджет поступали также платежи за использование различного рода ресурсов. Такими платежами являлись лесной доход - платеж в государственный бюджет за лесные пользования, установленный в целях рациональной эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов; плата за воду - один из видов платежей за пользование природными ресурсами, а именно за рациональное использование воды, забираемой из водохозяйственных систем; плата за разработку и добычу торфа на топливо - платеж предприятий, организаций за разработку торфяных залежей Там же. С. 282 - 284. .

В СССР существовала система самообложения. Она представляла собой форму добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству. Право вводить и определять порядок самообложения было предоставлено союзным республикам Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1983 г.

Таким образом, предпринимались попытки усовершенствовать налоговую систему путём внедрения рыночных элементов в экономику, но на практике сделать этого не удалось, так как в СССР продолжала господствовать административно-командная система. В сельском хозяйстве реформирование не было успешным. По мнению Петуховой Н.Е., «позитивной оценки заслуживает возобновление курса на постепенное сокращение налогов с населения» Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX-XX вв: учеб. пособие / Н. Е. Петухова -М.: Вузовский учебник, 2008. С.373. .

Анализ становления бюджетной системы России

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось...

Бюджетная система Российской Федерации и ее развитие

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управ-ления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось...

Бюджетная система РФ и ее эволюция

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось...

Государственный кредит РФ

Россия в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником...

История развития бюджета и бюджетной системы в России

С победой Октябрьской революции 1917 г. для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов. В январе 1918 г...

В Советской России и СССР взимание подоходного налога с физических лиц имело определенные особенности.

Использование прогрессивной системы налогообложения сочеталось с классовым принципом его применения.

Так, в соответствии с Законом от 24 сентября 1926 г. при доходе 5000 руб. рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари - 9,1%, а нетрудовые элементы - 10,8%.

При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых элементов доходила до 41%.

В дальнейшем механизм исчисления и взимания подоходного налога неоднократно реформировался с учетом изменения классовой структуры общества и общего развития народного хозяйства.

В 1980-х гг. в СССР подоходный налог с основной массы населения, получающей доходы на государственных предприятиях, взимался по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% с доходов, превышающих 100 руб.

Необлагаемый минимум соответствовал минимальной месячной зарплате (в 1986 г. она составляла 80 руб., а средняя заработная плата была равна 200 руб. в месяц).

Для лиц, занимающихся частной практикой, предпринимательской деятельностью, кустарей, максимальные ставки были установлены в размере 65-81% с сумм годового дохода, превышающего 5000-7000 руб.

В общей структуре налогообложения была предусмотрена разветвленная система льгот.

Например, для налогоплательщиков, имеющих на иждивении четырех и более человек, размер подоходного налога снижался на 30%. Участникам Великой Отечественной войны предоставлялась скидка в размере 50%.

Общий вклад подоходного налога в доходы бюджета в этот период составлял около 8%.

Коренное изменение системы подоходного налогообложения в СССР, а затем в Российской Федерации, произошло в период перестройки, развала СССР и экономической реформы 1990-х гг.

С 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 был введен подоходный налог, взимаемый по единым принципам со всех налогоплательщиков, исходя из совокупного годового дохода.

В отношении всех видов доходов была установлена единая прогрессивная шкала ставок и единая система льгот.

За время действия указанного закона в 1992-2000 гг. шкала менялась девять раз.

При этом минимальная ставка оставалась равной 12%, а максимальная изменялась в диапазоне от 60% (в 1991 г.) до 30% (в 1999-2000 гг.).

В настоящее время различают два типа подоходного налога:

1) общеподоходный налог;

2) парцелярный (шедулярный) подоходный налог.

Общеподоходный тип налога предполагает налогообложение совокупного дохода физического лица, который включает в себя все виды доходов не только в форме прямых активных доходов в виде заработной платы, авторских гонораров, от предпринимательской деятельности, но и доходы от собственности (недвижимости, ценных бумаг, счетов в банке), прирост капитала и ряд других доходов.

Шедулярный тип подоходного налога предполагает начисление подоходного налога по каждому из возможных видов доходов по соответствующей ставке.

Общеподоходный тип налога считается наиболее соответствующим принципу справедливости, так как позволяет в полной мере учесть платежеспособность налогоплательщика, его семейное положение и существующий в стране прожиточный минимум.

В настоящее время практически во всех странах мира применяется общеподоходный тип налога. Шедулярный же тип подоходного налога используется практически только в Англии и некоторых ее бывших колониях, Швеции, Франции, а также с 2001 г. - в Российской Федерации.

Принципиальным моментом в организации подоходного налогообложения является вопрос о ставке налога и шкале налогообложения. В конце XIX - начале XX в. в работах

В. Вагнера, Э. Селигмена, А. Исаева, других специалистов было доказано, что в наибольшей степени принципу справедливости удовлетворяет прогрессивная шкала налогообложения, при которой большим доходам соответствует и большая процентная ставка.

Практически во всех странах мира (за исключением России и ряда стран бывшего СССР) подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. В табл. 4.5 приведены максимальные значения шкалы налогообложения доходов физических лиц в современных государствах на уровне центрального правительства. В ряде государств подоходные налоги взимаются и на региональном, и местном уровнях (США, Япония, Швейцария, Швеция, Дания и др.). При этом также могут быть использованы прогрессивные шкалы налогообложения.

Исторический опыт Советского Союза

Налогообложение в СССР и современной России

П.И.Шихатов

В статье рассматриваются налогообложение в СССР и современной России, выдвигается предположение, что в советское время налоговая система более соответствовала социально-экономическим условиям, чем современная российская система - условиям рыночной экономики. Утверждается, что важным условием эффективного функционирования налоговой системы является взаимная сбалансированность элементов всех налогов и сборов между собой и ее стабильность.

Ключевые слова: налогообложение, налоги, сборы, платежи, налоговая реформа, налоговая система

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). С. 122-129.

При рассмотрении современной литературы по экономике выясняется присутствие у некоторых авторов глубоко ошибочного мнения, что в Советском Союзе налогообложение отсутствовало полностью, и утверждений, что только в 1990-е гг. в стране появились «нормальные» налоги.

И.Х.Озеров, русский профессор, финансист и экономист, известный многочисленными работами, посвященными вопросам модернизации социально-экономического и государственного строя России, в конце XIX в. отметил, что «как часовая стрелка верно отражает на циферблате работу механизма, так и налоговая система отпечатывает на себе экономические и общественные условия» . В литературе 1980-х гг. говорилось следующее: «сущность, структура и роль налоговой системы определяются социально-экономическим строем общества» .

В налоговой системе Советского ^юза были свои особенности, ими она отличается от современной российской налоговой системы, а также от зарубежных систем. Например, в Советском Союзе в период с 1930 г. по 1980 г. отсутствовали акцизы. Роль акцизов выполнял налог с оборота. Вместо налога на прибыль, в нашем понимании, использовались отчисления свободного остатка от прибыли. Подоходный

Шихатов Павел Иванович - магистр экономики, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: [email protected].

налог с населения и его прогрессивная ставка, утвержденные Указом Президиума ВС СССР в 1943 г., просуществовали до 1991 г., претерпев всего четыре незначительных изменения в 80-е гг. . Кстати, мы до сих пор НДФЛ называем устоявшимся в обиходе термином «подоходный налог».

В 1992-1997 гг. в России царила свобода налогового и псевдоналогового творчества региональных и местных властей, существовали всевозможные сборы, такие как на содержание милиции, гостиничный сбор и т.п. После принятия первой части Налогового кодекса «творчество» было направлено в нормативное русло.

За прошедшее время Налоговый кодекс РФ модифицировался и модернизировался. Существенным изменением явилось введение отдельных налогов с последовавшей их отменой через незначительное время. Например, налог на отдельные виды транспортных средств, который существовал только полтора года с 1999 по 2000 г., или налог с продаж, который взимался с 1999 по 2003 г. При этом ситуация была достаточно парадоксальной - нигде в мире одновременно не взимались и не взимаются НДС и налог с продаж, кроме России.

Также можно упомянуть установление в 1999 г. контроля за крупными потребительскими расходами и последующая его отмена с 2004 г. В 2001 г. были учреждены акцизные склады для алкогольной продукции и в 2006 г. их благополучно ликвидировали. И, конечно же, единый социальный налог, который был отменен более 6 лет назад. Но возможно, ЕСН в скором времени будет возвращен.

Вернемся к рассмотрению налоговой системы в СССР. В масштабах всего государства налоги и сборы выполняли значимые экономические функции. Кроме указанных выше (налог с оборота, подоходный налог) налогов в Советском Союзе существовали и другие налоговые платежи:

♦ налог с владельцев строений;

земельный налог;

♦ налог с владельцев транспортных средств;

♦ сельскохозяйственный налог и пр.

Старшее поколение знает, что с начала 1940-х гг. и до 1991 г. в стране действовал налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, иначе его называли налогом за бездетность. Стоит отметить, что в Государственной Думе с 2004 г. и в течение 2 лет велись дебаты о необходимости возобновления взимания этого налога . Периодически этот вопрос поднимается и ныне. В период Советского Союза предпринимались попытки полностью отменить некоторые из

видов налогов. К примеру, в 1960 г. был принят закон, предусматривавший отмену взимания общего подоходного налога в СССР. Это было одно из непродуманных решений, принятых Н.С.Хрущевым в стремлении доказать капиталистическому миру, что социализм избавляется и от налогов. Одновременно с подоходным налогом предполагалось полностью отменить с 1965 г. и налог на холостяков. Тем не менее ни первый, ни второй налог так и не были отменены. Перед принятием Закона об отмене подоходного налога в СССР вышли в свет многочисленные публикации с объяснениями того, что налоги являются инструментом эксплуатации трудящихся .

В 1990-1991 гг. происходила реформация советской налоговой системы, в результате ее в 1990 г. был введен налог на прибыль вместо отчислений свободного остатка от прибыли, пропорциональный подоходный налог был заменен высоко прогрессивным. В 1991 г. был введен налог с продаж и разработана замена налога с оборота налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами.

Существует мнение, что в советское время налоговая система была неполноценна, потому как налоги, поступавшие в казну от предприятий, нельзя было назвать налогами, т.к. эти предприятия были государственными. И налоги с населения также не могли называться налогами, ведь платились они с доходов, которые выплачивало государство .

История государственных финансов в России существует уже очень давно, за это время появлялись, затем уступали свое место другим с десяток названий платежей, которые соответствуют понятиям «налог» или «сбор». В современной налоговой системе нашей страны остаются несколько понятий, которые являются налоговыми платежами: сбор, взнос, акциз, пошлина, отчисления, а также просто плата и платежи (здесь имеются в виду платежи за пользование природными ресурсами, к ним относится целый ряд отдельных налогов и сборов). Существуют и дополнительные к основным налоговым платежам понятия, например, «надбавка к таможенным пошлинам», «надбавка к государственным налогам».

Такое количество названий налоговых платежей появилось из-за длительного периода существования налогообложения. Как с правовой, так и с экономической точки зрения, они важны.

Как в научной литературе, так и в текстах законов можно обнаружить неточности и повторы, например, в трактовке В.Гуреева «сбор - это денежная плата...», а «пошлина - это денежный сбор» . Объединив эти два определения, получаем, что пошлина - это уже дважды денежная плата.

Впервые на законодательном уровне в 1998 г. в Налоговом кодексе РФ ввели различие в понятиях налога и сбора. Согласно ст. 8 гл. 1 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». В понятие «налог» ввели фискальную цель.

В Налоговом кодексе РФ в определении сбора слово «платеж» заменили на слово «взнос», которое имеет смысловое различие. Налоговый кодекс РФ разъясняет, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности».

Если разобрать этимологию этих слов: «платеж» и «взнос», их можно было бы заменить друг на друга. Слова «плата» или «платеж» подразумевают оплату чего-либо или плату за что-то. А понятие «взнос» такого смысла не имеет. Раз уж налог является безвозмездным, он мог бы считаться взносом, а сбор - платежом.

Относительно понятия «налогообложение», которое представляет собой процесс применения законодательства и включает порядок исчисления и уплаты налоговых платежей, Т.А.Журавлева отмечает: «...налогообложение как законодательно оформленный процесс перераспределения созданного дохода общества - это социально-экономическая категория, зависящая также от социально-политических тенденций в обществе» .

С принятием в России части второй Налогового кодекса РФ проводились налоговые реформы, их целями были:

♦ снижение налоговой нагрузки на экономику;

♦ сокращение количества налогов и налоговых льгот;

♦ упрощение системы взаимоотношений налогоплательщиков с государством в лице его налоговых органов.

В современной научной литературе мы можем обнаружить разные трактовки налоговой системы как экономической категории. Налоговую систему в советское время определяли как некую совокуп-

ность налогов, взимаемых в государстве. Что касается начала современных российских экономических реформ, то в Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» понятие «налоговая система» трактовалось так же: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему» .

Существуют определения, данные с некоторыми недостатками. Например, О.В.Еремеева пишет, что «под налоговой системой любой страны понимается совокупность трех основных видов налогов и сборов: федеральных, региональных и местных» . Заметны некоторые недостатки такого мнения. Всю налоговую систему разделили на налоги и сборы по территориальному признаку. Но мы знаем, что не все страны имеют федеративное устройство, поэтому и налоговые платежи в таких странах по данному признаку либо подразделяются на государственные и местные, либо вообще никак не подразделяются.

Также встречаются и усложненные варианты понятия «налоговая система». Одним из таковых можем считать определение О.К.Аб-дурахманова. Автор включил в это определение совокупность налогов и сборов, налоговое законодательство и налоговый контроль, а так же «принципы построения налоговой системы», что абсолютно излишне . Одним из самых сложных понятий налоговой системы является следующее: «Государственная налоговая система - совокупность императивных форм обобществления части совокупного дохода корпораций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико-функциональных принципов и реализующих их действий государственных органов управления в лице финансовых и налоговых администраций» .

Академик В.Г.Папава (в 1994-2000 гг. министр экономики Грузии) и проф. Т.А.Беридзе считают, что «сбор налогов... не что иное, как государственный рэкет... следуя рыночным принципам, государственный сектор вместо сбора налогов должен брать взаймы деньги у частных лиц и корпораций... в рыночной системе... нет места насильственно собираемым налогам; их место занимают безвозвратные, но приносящие проценты государственные займы» .

У каждого автора свое видение и понимание налоговой системы. Здесь важно учитывать обстоятельство, без которого систему нельзя считать таковой. Системой считается совокупность взаимосвязанных элементов, и, когда мы видим определение налоговой системы, надо обязательно назвать элементы, из которых эта система состоит.

В 1925 г. проф. М.Н.Соболев дал емкое определение: «Взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием всех социально-политических, экономических и финансовых влияний, носит название налоговой системы» . Нет ничего лишнего. Стоит отметить, что указание на взаимную связанность налогов в дальнейшем не получило научного обоснования.

Установление основных взаимосвязей является главным в любой системе. Если считать элементами налоговой системы органы управления, принципы налогообложения, то связь между самими налогами становится незаметной. В российском законодательстве такое влияние иногда не замечается. К примеру, выплата зарплаты «в конвертах» и снижение темпов роста поступлений НДФЛ в 2011 г. были обусловлены повышением ставок по другим платежам (взносам во внебюджетные фонды). Поэтому цель снизить дефицит Пенсионного фонда вылилась в недостаточное поступление НДФЛ в региональные бюджеты.

Налоговая система должна быть и по определению, и по своей сути именно системой, совокупностью налоговых платежей, находящихся в постоянном балансе друг с другом. Сделав это, российская налоговая система из простого и в некоторой степени случайного набора отдельных налогов и сборов может превратиться в действенную и упорядоченную систему .

Что касается современной системы налогообложения, то, на наш взгляд, одним из нерешенных моментов являются вопросы, связанные с начислением, уплатой и формированием отчетности по налогу на добавленную стоимость. В 2015 г. были введены новые правила представления данных в отчетности, а именно, в форму декларации добавили разделы, содержащие сведения из книги покупок и книги продаж. Получившийся массив информации представляет собой постоянно возникающие трудности с точки зрения сбора и формирования отчетов, а кроме того, и с точки зрения контроля представленной информации исполнительными органами.

К примеру, если бы законодательно была установлена единовременная уплата НДС в бюджет вместе с платежом за товары и услуги покупателями этих товаров и услуг, а сумма реализации и налоговых вычетов указывались бы в декларации только с целью сбора статистических данных, то мы бы имели возможность сократить расходы на содержание контролирующего аппарата, возможно, ушли бы от серых схем ухода от налогов. Но непринятие таких изменений, возможно, лоббируется заинтересованными лицами на высоком уровне. Поэтому нам остается ждать результаты подобных нововведений.

Литература

1. Абдурахманов О.К. Налоговые системы стран с переходной экономикой. М., 2005.

2. Акимов А.В. Общество без налогов. Л., 1961.

3. Аллахвердян Д.А. Государство без налогов. М., 1960.

4. Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Справедливый принцип прогрессивной шкалы по налогу на доходы // Финансы и кредит. 2015. № 43. С. 15-25.

5. Гуреев В.И. Российское налоговое право. М., 1997. С. 75.

6. Еремеева О.В. Вопросы совершенствования налогообложения в современных условиях / Актуальные вопросы развития экономики России: теория и практика. Труды II межвузовской научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Нижний Новгород, 2004. С. 172.

7. Журавлева Т.А. Реализация экономических интересов как объективная основа налогообложения // Финансы и кредит. 2003. № 24. С. 76-78.

8. Косов М.Е. Проблемы развития системы налогового контроля и пути их решения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 11. С. 47-53.

9. Лушин С.И. Функции денег и финансы // Финансы. 2006. № 6. С. 68.

10. Озеров И.Х. Главнейшие течения в развитии прямого обложения в Германии. СПб., 1899. С. 18.

11. Папава В.Г., Беридзе Т.А. Очерки политической экономии посткоммунистического капитализма (опыт Грузии). М., 2005. С. 124-125.

12. СоболевМ.Н. Очерки финансовой науки. М., 1925. С. 83.

13. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 2002. С. 201.

14. Бездетный оброк // Российская газета. 23.12.2005.

15. Налог на бездетность // Деловой Петербург. 10.01.2006.

16. Налоги в нормативных документах. Информационный сборник 92/2. СПб., 1992. С. 5.

17. Финансово-кредитный словарь: в 3-х тт. Т. II. М., 1986. С. 266.

Taxation in the Soviet Union and modern Russia

Shikhatov Pavel - Master of Economics, Associate Professor of the Chair of Accounting, Analysis and Audit of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: [email protected]

The article considers the taxation in the USSR and modern Russia. There is a speculation that in Soviet times, the tax system was more in keeping with the socio-economic conditions than the present-day Russian system corresponds the market economy. It is argued that an important condition for the effective functioning of the tax system is the mutual balance of the elements of all taxes and fees between itself and the stability of the tax system.

Key words: taxation, taxes, fees, charges, tax reform, tax system

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 2 (23). P. 122-129.

Налоги являются обязательными платежами, которые государство взимает с физических и юридических лиц. Возникли они давно. Платить налоги стали с периода появления государства и разделения общества на классы.

Как используются полученные суммы? Они направляются на финансирование расходов государства.

В дореволюционный период бюджет Российской империи в большем объеме пополняли различные косвенные налоги. В их числе находились отчисления из доходов от винной монополии. Их сумма от всех поступлений в бюджет (1909-1913 гг.) была равна 28,6%. Довольно крупные доходы получало государство и от введенных акцизов на сахар и некоторые другие предметы, необходимые для массового потребления.

Меньшая роль в бюджете дореволюционной России отводилась прямым налогам - поземельному, промысловому и др. Все дело в том, что царским режимом была разработана целая система льгот, воспользоваться которыми могли лишь помещики и буржуазия. Что касается широких масс крестьянства, то на них такие налоги ложились тяжелым бременем. Интересно, что в те времена в России полностью отсутствовал подоходный налог. Его введение не поддерживали богатые слои общества. Однако с 1 января 1917 г. подоходный налог все же стали исчислять благодаря давлению, оказанному революционным движением.

Продразверстка

После свершения Октябрьской революции в систему налогообложения России были привнесены социалистические идеи. Разумеется, они обладали ярко выраженным политическим акцентом и были направлены на ослабление буржуазии.

Когда ввели налоги в СССР? Практически сразу же после победы революции. На начальном этапе своей деятельности молодая Советская власть сделала вполне благоразумную попытку, направленную на сохранение дореволюционной системы взимания денег. Однако это было невозможно, ведь в тот период продолжала идти Первая мировая война, за которой, как следствие ожесточенной классовой борьбы, последовала гражданская. Хозяйственная разруха и национализация, слабость государственных органов и натурализация обмена - все это, а также некоторые другие факторы не могли не оказать существенного влияния на финансовую сферу. В такой обстановке говорить о налаживании успешной налоговой политики было просто бессмысленно.

Когда ввели налоги в СССР? Уже в январе 1918 г. вышел Декрет Советской власти, по которому на всей территории страны ее жители должны были платить сбор. Он являлся натуральным и назывался «продовольственная разверстка». Согласно этому документу, крестьяне обязаны были сдавать государству излишки хлеба и прочих продуктов по твердым ценам. Все продовольственные запасы, остающиеся у семьи, должны были соответствовать специально разработанным минимальным нормам, предусматривающим удовлетворение хозяйственных и личных нужд.

Введением продразверстки Советская власть возобновила политику по принудительному изъятию продуктов питания, которая ранее применялась царским, а после Временным правительством с целью поддержания жизнедеятельности промышленных центров в условиях хозяйственной разрухи и войны.

Однако в течение некоторого периода казна по существу не получала налогов от деревни. При этом власти также производили отчисления на деятельность сельских и волостных Советов. Последние делали все, чтобы изыскать средства на месте и облагали контрибуциями всех крестьян, у которых был хоть какой-нибудь достаток. Скот, хлеб и деньги подлежали конфискации у жителей деревень и за их отказ от выполнения любых распоряжений новой власти. Отбирались они у крестьян и за участие в выступлениях против нового строя.

Налоги с буржуазии

Практически сразу же после прихода к власти молодое правительство приняло решение о взимании контрибуций. Это был чрезвычайный налог, о котором Ленин в апреле 1918 г. высказался как о мере, заслуживающей пролетарского одобрения. В июле этого же года была принята первая Конституция страны. Согласно этому документу, основная цель финансовой политики СССР состояла в экспроприации буржуазии. При этом Советская власть оставляла за собой право вторгаться в частную собственность.

Сколько благодаря таким контрибуциям было изъято денежных средств? Общая сумма, поступившая в государственную казну, составила 826,5 млн руб. В том числе с крестьянских хозяйств - 17,9 млн руб.

Единовременный чрезвычайный налог

Новое постановление о взимании денег в бюджет было принято Советской властью в октябре 1918 г. В этот раз был введен единовременный чрезвычайный налог, сумма которого должна была составить 10 млрд рублей. Полученные средства планировалось перечислить в казну, а также направить на организацию Красной Армии. Налог предусматривал высокие ставки для кулацких хозяйств, чтобы заставить зажиточных крестьян продавать хлеб и другие продукты государству.

Согласно разъяснениям, чрезвычайный налог должны были платить все граждане страны, зарплата которых составляла более 1500 руб., имевшие запасы и не получавшие пенсию. Ставки для крестьян описывались в пудах зерна, а их величина находилась в зависимости от числа едоков в семье, посевных площадей и количества имеющихся в хозяйстве голов скота. Освобождалась от него беднота. Что касается средних слоев населения, то для них были разработаны небольшие ставки. Планировалось, что основная тяжесть финансовых перечислений в доход государства ляжет на городскую буржуазию и зажиточных крестьян. Списки таких граждан должны были быть составлены к 1 декабря 1918 г., а взыскание необходимо было произвести до 15 декабря 1918 г.

Единовременный чрезвычайный налог стал грандиозной по своим масштабам революционной контрибуцией. Однако его поспешное введение, непродуманность системы обложения и способов взыскания привели к неудаче. Вместо планируемых 10 млрд рублей страна получила всего 1,5 млрд.

Доходы с частного бизнеса

Какие налоги платили в СССР? На заре Советской власти местные бюджеты пополнялись в основном за счет «Разового сбора на торговлю». Этот налог был установлен 3.12.1918 г. На основании изданного правительством документа местные Советы взимали в городах разовый местный сбор с лиц, осуществляющих подвижную торговлю.

Помимо этого, власти существенно повысили установленные на реализацию предметов массового потребления. Эти сборы необходимо было платить собственникам предприятий, производящих облагаемые услуги или товары. В конце 1918 г. акцизы были упразднены. Их заменили прямым начислением к цене товара. Однако в ситуации все большей натурализации хозяйства поступления денег в бюджет резко снизились.

В апреле 1918 г. был введен косвенный налог «Особый пятипроцентный сбор». Суммы от его перечисления в бюджет планировалось направлять в виде помощи кооперированному населению. Налог, ставка которого составляла 5% от оборота частных торговых и кооперативных мероприятий, должен был стать стимулом для вступления граждан в ряды потребительских обществ, ведь после утверждения годовых отчетов сумма сбора возвращалась работникам. Пятипроцентный сбор был отменен в марте 1919 г.

Еще один декрет, касающийся пополнения государственной казны, был издан 14.08.1918 г. Согласно его положениям ОНК ввел единовременный сбор, необходимый для обеспечения семей красноармейцев. Он стал разновидностью целевого налога, заменившего собой контрибуции. Размер необходимой к выплате денежной суммы исчислялась исходя из данных специальной ведомости и расчетов. Налог вносили частники, владеющие торгово-промышленными предприятиями, на которых трудились наемные рабочие. Отмечено, что данный налог ожидаемых результатов не дал. Именно поэтому его отменили в марте 1919 г.

Продовольственный налог

Рассматривая вопрос о том, какие налоги были в СССР, стоит отметить постановление, принятое Президиумом ВЦИК 3.02.1921 г. Согласно его положениям, правительство страны приостановило взимание всех налогов - как местных, так и общегосударственных. Объясняется это тем, что проводимая до 1921 г. политика «военного коммунизма» подошла к своему апогею. Это и стало предпосылкой для перехода государства к НЭПу. Первым шагом на пути к новой экономической политике стала замена продовольственной разверстки продналогом с четко фиксированными ставками.

Страна в этот период находилась в разрухе. Сворачивалась торговля, деньги обесценивались все больше, а заработная плата рабочих была подвержена натурализации. В таких условиях восстановить народное хозяйство было просто невозможно. Помимо всего прочего, все более ухудшались взаимоотношения между деревней и городом, между представителями новой власти и крестьянами. Повсеместно происходили восстания сельчан. Это и стало основной причиной введения продналога. Выращенную продукцию у крестьян начали взимать в меньшем размере. При этом жители села отдавали лишь определенную долю того, что было произведено их частным хозяйством. Во внимание принималась урожайность, количество членов в семье и имеющееся поголовье скота.

Какие налоги были в СССР в последующие периоды? Сборы в казну претерпели некоторые изменения в мае 1923 года. Продналог с этого времени стал единым сельскохозяйственным, имевшим натуральную форму до 1924 г. При введении данного сбора была разработана повышенная прогрессия ставок. Это позволило обеспечить соответствие размеров отчислений доходности каждого из крестьянских хозяйств. Было решено принимать во внимание не только размер пашни, но и количество скота, площадь сенокоса и число членов семьи. При этом если на одного едока выходило 0,25 десятины, то налог был равен 2,1% от облагаемого дохода, при 0,75 десятины - 10.5%, а при трех - 21,2%.

С 1926 г. доход стал исчисляться еще и исходя из наличия мелкого скота, а также прибыли от садоводства, виноградарства, табаководства и т.д. Существовал при этом и определенный необлагаемый минимум. Его власть установила для поддержки хозяйств бедняков. С 1928 г. льготы по этому налогу были еще более расширены. Так, был повышен необлагаемый минимум, а кроме этого увеличена скидка с налога для коллективных хозяйств (до 25-30%).

Период НЭПа

Разработка новой экономической политики была жизненно необходима молодому государству. Благодаря переходу к НЭПу получила свое возрождение и налоговая система. В этот период в СССР налоги платили самые разные. Причем система взимания платежей в бюджет отличалась многогранностью обложения различных направлений торгово-промышленной сферы.

Рассмотрим кратко налоги в СССР периода НЭПа. Прямые платежи в казну государства включали в себя:

  1. Промысловый налог (1921 г.). В него входил патентный сбор, уплачиваемый исходя из существующих твердых ставок (5% для торговых и 12% для промышленных предприятий, с учетом поясов местности) и уравнительного сбора в размере определенного процента с оборота.
  2. Подворный денежный налог. Ввели его в 1922 г. как основной вид сбора в личном хозяйстве. Отменили подворный налог в 1923 г. после введения сельскохозяйственного сбора.
  3. Натуральный единый налог (1922 г.). Это особые сборы, которые взимались с населения сельской местности в период ведения Гражданской войны. Ставки для этого налога соответствовали пуду пшеницы или ржи.
  4. Подоходно-имущественный налог. С 1922 г. он стал прямым сбором с имущества и доходов как юридических, так и физических лиц.
  5. Общегражданский единовременный налог. Его ввели в 20-е годы для получения финансовых средств, необходимых для борьбы с эпидемиями, для оказания помощи голодающим, а также для детей, которые находятся на гособеспечении.
  6. Военный налог. С 1925 г. его должны были платить мужчины, возраст которых находился в пределах от 20 до 40 лет, и которые не подлежали призыву в Красную Армию.
  7. Налог на сверхприбыль. С 1926 г. его обязаны были отчислять частнокапиталистические элементы, получившие доход от назначения спекулятивных цен.
  8. Квартирный налог. С середины 20-х годов его вносили владельцы промышленных и торговых предприятий, сооружений в городах и помещений, находящихся в сельской местности и сдаваемых внаем.
  9. С 1926 г. начало облагаться имущество, переходящее в собственность в результате дарения и наследования. Шкала ставок при этом была резкой прогрессивной и в зависимости от полученного объекта могла быть от 1 до 90%.
  10. Налог для кулацких хозяйств. С 1929 г. им стали облагаться доходы от любых заработков этой категории граждан.

Одним из прямых сборов являлся в СССР и подоходный налог. Его начали исчислять в 1924 г. из доходов юридических и физических лиц (с зарплаты, прибыли и т.д.).

Рассмотрим косвенные налоги в СССР, когда страна находилась на этапе новой экономической политики. Их взимали в виде акцизов, которые увеличивали стоимость потребительских товаров. Стоит отметить, что такие поступления составляли от 11 до 20 процентов от суммы всех доходов государственной казны. К таким сборам относились:

  1. Введенные с 1921 г. акцизы на спички и вино, табак и спирт, гильзы и мед, сахар и соль, галоши и кофе подлежали оплате предприятиями, производившими данные товары.
  2. Начиная с 1922 г. она являлась платой за использование изобретений.
  3. Налог, взимаемый с 1922 г. на демонстрацию кинофильмов. Базой для его исчисления была сумма реализованных билетов.
  4. Судебная пошлина. С 1930 г. этот сбор уплачивали за получение судебных документов.
  5. Канцелярский сбор. Был введен в 1922 г. Налог оплачивался гражданами СССР, желающим получить документы и их копии у предприятий.
  6. Прописочный сбор. С 1921 г. определенные денежные суммы уплачивались за прописку.
  7. С 1922 г. его начали взимать с юридических и физических лиц за работу по оформлению гражданско-правовых сделок.

Налоги в СССР взимались налоговыми комиссиями, далее поступая в Народный комиссариат финансов. Благодаря продуманной государством политике суммы поступлений в бюджет неуклонно росли. При этом основной задачей налогов в СССР было не только пополнение казны, но и постепенное вытеснение из экономики частного капитала.

Период с 1930 по 1941 гг.

Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.

В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:

  • налог с оборота;
  • подоходный налог, взимаемый с кооперации;
  • платежи из прибыли;
  • налог с оборота, полученного кинотеатрами;
  • налог с совхозов;
  • налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
  • единая пошлина и т.д.

Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:

  • сельхозналогом;
  • единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
  • налогом на сверхприбыль;
  • сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.

Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.

Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. - 57,8 млрд рублей.

В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.

Налог на деревья

Был одним из самых необычных в СССР. Его кабальные условия привели к тому, что население страны было вынуждено своими руками вырубать яблони. Впервые налог на плодовые деревья в СССР ввели в 1931 г. После этого его ставки повышали в 1945 г., а также во времена правления Хрущева.

Что стало причиной введения столь необычного налога на плодовые деревья в СССР? Те непорядки, которые имели место в колхозах Северного Кавказа. Здесь полученный урожай делили не по количеству едоков, а по числу трудодней.

Несколько позже налог на деревья в СССР был введен и на те растения, которые находились на личных подворьях. Вместе с этим была обложена налогом и домашняя живность. Считалось, что если семья имеет две яблони или две головы скота, то это можно расценить как мелкий бизнес. За это и нужно платить.

Разумеется, на сегодняшний день этот налог кажется нам совершенно нелепым, ведь для того чтобы избежать его, люди вырубали свои плодовые деревья. Делали они это, даже несмотря на то, что бдительные члены специальной комиссии вполне могли оштрафовать их за подобное самоуправство.

Военное время

Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.

Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.

В 1949 г. ставки налога повысили для сельского населения. Бездетные жители сельской местности должны были ежегодно вносить в бюджет 150 руб., воспитывающие одного ребенка - 50 руб., а двоих - 25 руб. Подобное правило действовало вплоть до 1952 г.

Сколько налог на бездетность в СССР платили мужчины и женщины? Более пятидесяти лет. Отменили этот сбор с 1.01.1992 г.

В годы войны была проведена реформация подоходных платежей. С апреля 1943 г. эти сборы на доходы стали уплачивать не только советские граждане, но и иностранцы, находящиеся на территории СССР и получающие здесь заработную плату.

В период Великой Отечественной войны в бюджет страны поступило 111,7 млрд рублей. Платежи, произведенные кооперативными и государственными предприятиями, при этом составили 84,7 млрд руб.

Период с 1945 г. по 1985 г.

Вплоть до 1953 г. налоговая система СССР оставалась неизменной. При этом были ведены льготы для участников войны, а также пересмотрен минимум необлагаемой суммы подоходных отчислений для некоторых граждан.

В 60-х годах государство начало проводить хозяйственную реформу с целью повышения эффективности работы и прибыльности деятельности предприятий. В это время был введен налог на фонды и рентные платежи, а также подверглась реформации система подоходного обложения в колхозах.

До 1966 г. организации отчисляли из полученной прибыли до 10% финансовых средств. После этого вместо них ввели:

  • плату за нормируемые ОС и производственные фонды;
  • рентные (фиксированные) платежи.

В 1965 г. правительство СССР внесло изменения в систему сборов с колхозов. Удельный вес этих налогов в общем поступлении в бюджет составил 1-1,5%.

Государственные объединения, входящие в отрасль, а также торговые предприятия в этот период облагались сбором, уплачиваемым с оборота. Что касается подоходного налога, то взимался он, как и ранее, не только с советских, но и с иностранных граждан.

Согласно проведенной реформе, с 1.07.1981 г. вместо ренты был введен земельный налог. Его взимали с физических лиц и предприятий. Исчислялся такой налог исходя из площади земельного участка.

Государство стало взимать сбор и с тех предприятий и физических лиц, в собственности которых имелись автомобили, моторные лодки, мотосани и мотоциклы. Определенную сумму в копейках необходимо было платить за каждую лошадиную силу или киловатт мощности.

Претерпевал определенные изменения и подоходный налог. Его фискальная значимость постепенно была сведена к минимуму благодаря внедренной централизованной системе оплаты труда и разработанному механизму отчислений из фонда зарплаты предприятия и его прибыли.

Реформы в период перестройки

После 1985 г. система налоговых платежей претерпела кардинальные изменения. Основные нововведения этого периода касаются установления:

  • платы за патент;
  • сбора на право заниматься индивидуальной и трудовой деятельностью.

В последующие годы было издано множество законодательных актов, касающихся налогообложения. Относились они к отдельным сферам экономической деятельности. Впоследствии все они были систематизированы и нашли отражение в законе о налогах СССР, который был принят 26.03.1991 г. В него вошли сборы на экспорт и импорт, на прибыль, отчисления с оборота и т.д. Несколько позже закон был дополнен налогами на прирост средств и на доходы.

Постоянно подвергались изменениям и те сборы, которые взимались с физических лиц. Так, 23.04.1990 г. был установлен самостоятельный режим налогообложения индивидуальной трудовой деятельности и доходов, полученных от ведения личных крестьянских хозяйств.

Большое внимание правительство СССР уделяло вопросу социальной защищенности малообеспеченных граждан. К концу 80-х годов намечалась разработка системы льгот, прожиточного минимума и установка части дохода, не облагаемая подоходным налогом. В это же время предполагалось повысить минимум получаемой заработной платы с 70 до 90 рублей. В тот период это был крупный шаг вперед, ведь подобная мера затрагивала доход 35 млн граждан.

В рассматриваемый период налоговое законодательство стремилось создать условия для предпринимательской деятельности. Это нашло свое выражение в снижении ставок подоходного налога для данной категории плательщиков.

Правительство СССР намечало упразднить налоги с продаж и с оборота, перейдя полностью на акцизы и НДС. Также планировалось ввести налог, который включался бы в издержки производства. Планировалось, что он станет одним из элементов для формирования бюджета страны, однако реализация указанных мер не состоялась из-за распада СССР.

В середине 1960-х гг. в СССР была сделана попытка проведения коренной хозяйственной реформы, целью которой было повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Важнейшим документом, определившим цели и задачи хозяйственной реформы, было постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства" от 4 октября 1965 г.

В сфере налогообложения указанное постановление предполагало следующие важнейшие изменения :

  • изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий;
  • введение платы за фонды;
  • введение фиксированных (рентных) платежей;
  • реформирование подоходного обложения колхозов.

При этом в 1960-е гг. фактически неизменной осталась система взимания налога с оборота.

Плата за фонды (плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства) была введена с 1966 г. и представляла собой форму распределения прибыли. Нормативы платы за фонды устанавливались на длительный период. В промышленности ставка равнялась 6%, однако в отраслях с низким уровнем рентабельности она составляла 3%, а в высокорентабельных отраслях (табачная, развесочная и ряд других) доходила до 10%.

Фиксированные (рентные ) платежи были введены с 1967 г. и представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли предприятий, не зависящей от деятельности коллектива. Применение фиксированных рентных платежей позволяло выравнивать рентабельность предприятий в пределах отраслей. Размеры платежей в твердых ценах, в процентах к стоимости реализованной продукции устанавливались и пересматривались Государственным комитетом по ценам для каждого плательщика на ряд лет. При этом предприятиям обеспечивалась рентабельность не ниже среднеотраслевой.

В 1976 г. плата за фонды в промышленности составляла 23% полученной прибыли, а рентные платежи – 5% балансовой прибыли предприятий . Рентные платежи давали в 1975 г. около 8% платежей от прибыли в бюджет. При этом 2/3 рентных платежей поступало от добывающих отраслей промышленности.

Подоходный налог с колхозов, установленный указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г., взимался с чистого дохода и части фонды оплаты труда колхозников, превышающей необлагаемый минимум.

Колхозы уплачивали подоходный налог с облагаемого чистого дохода за каждый процент рентабельности, превышающий 25%, по прогрессивным ставкам от 0,1 до 0,5%.

Налоги, вносимые колхозами и кооперативными организациями по сравнению с платежами, поступающими от государственных предприятий, составляли незначительную часть от 1,1 до 1,5% всех доходов бюджета .

Главным достижением реформы стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансовых ресурсов. Платежи из прибыли возросли с 30,9 млрд руб. в 1965 г. до 70,6 млрд руб. в 1976 г., а их удельный вес в доходах повысился с 30,2 до 30,4 .

Доля налога с оборота в структуре бюджета сократилась с 40,7% в 1960 г. до 30,4% в 1975 г. Наибольшие поступления по налогу с оборота давали отрасли пищевой и легкой промышленности.

В рассматриваемый период (1965–1985 гг.), несмотря на уменьшение относительного вклада налога с оборота в бюджет страны, абсолютные его поступления постоянно росли с 31,3 млрд руб. в 1961 г. до 74,6 млрд руб. в 1977 г. .

В 1975–1980 гг. была продолжена работа по совершенствованию налога с оборота, который играл важную роль в укреплении хозяйственного расчета, так как позволял регулировать уровень рентабельности.

В табл. 7.3 приведена динамика доходов государственного бюджета СССР в 1960-1985 гг. .

Таблица 7.3

Структура доходов государственного бюджета СССР в 1960–1985 гг. по основным разделам, %

Как видно из приведенных данных, доходы от социалистических предприятий продолжали быть основой бюджета СССР, составляя более 90% его доходов.

В первой половине 1970-х гг. возобновился курс на снижение налогов с заработной платы рабочих и служащих, приостановленный в 1962 г. С января 1973 г. Указом Президиума ВС СССР было отменено взимание подоходного налога и налога с холостяков, получающих заработную плату менее 70 руб. в месяц, а также снижались ставки налога с заработной платы от 71 до 90 руб. Налоги с населения и далее постепенно снижались и составляли около 8–9% всех доходов бюджета страны в 1980–1985 гг.

В табл. 7.4 приведена структура поступлений налогов с населения в 1980-1985 гг. .

Таблица 7.4

Структура налогов с населения в СССР в 1980–1985 гг., (в млрд руб. и в % к общей сумме доходов)

Поступления от подоходного налога и налога на холостяков в 1985 г. составили 29,4 млрд руб. или 7,4% всех доходов бюджета страны (в сравнении с 8,5% в 1960 г.).

В 1970–1980-е гг. существенно возросли взносы предприятий по социальному страхованию, что объяснялось ростом внимания государства к развитию социальной сферы: социального обеспечения, медицины и здравоохранения. В 1985 г. эти взносы составили почти 30% всех доходов бюджета. Для сравнения: взносы предприятий по социальному страхованию в 1945 г. составляли всего 3,3% всех поступлений в бюджет , а в 2012 г. в Российской Федерации поступления от социальных взносов в консолидированный бюджет составляли 19,5%.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: