Учетная политика нко. Учетная политика некоммерческого партнерства Учетная политика ассоциации образец

Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и учетная политика

Non-profit organizations: accounting and accounting policy

Черкасова Галина Владимировна,

к.э.н., доцент

С [email protected]

Заикина Оксана Петровна

к.э.н., доцент

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет

[email protected]

Аннотация. Представлены результаты изучения особенностей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Разработаны рекомендуемые элементы учетной политики некоммерческих организаций для целей бухгалтерского и налогового учета.

Ключевые слова. Бухгалтерский учет некоммерческой организации при осуществлении уставной и предпринимательской деятельности , элементы учетной политики некоммерческой организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Abstract. Presents the results of studying the peculiarities of accounting in non-profit organizations. Developed the recommended elements of the accounting policy of non-profit organizations for the purposes of accounting and taxation.

Keywords. Accounting non-profit organization in the exercise of statutory and business, the accounting policies of the nonprofit organization for the purposes of accounting and taxation.

В современных условиях некоммерческие организации (НКО) могут создаваться для достижения различных целей, направленных на создание общественных благ. Деятельность НКО обусловлена принципами: общественно полезный и неприбыльный характер деятельности; расходование прибыли на обеспечение и развитие уставных функций; использование строго определенных источников при формировании имущества; разнообразие в предоставлении общественных благ. НКО классифицируют: по форме собственности; правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества; наличию института членства; присутствию иностранного элемента; территориальной сфере деятельности.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением требований: деятельность должна служить достижению уставных целей; характер деятельности должен соответствовать этим целям.

Особенности формирования капитала; процедуры создания юридического лица; порядка осуществления хозяйственной деятельности; права собственности на имущество; порядка распределения прибыли; порядка управления юридическим лицом; объема и порядка ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; порядка ликвидации юридического лица обуславливают особенности ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в НКО.

Следует отметить, что методология бухгалтерского учета НКО представляет одну из современных проблем реформирования бухгалтерского учета в РФ. Интерес к проблеме обусловлен тем, что не разработаны нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в НКО. НКО используют нормативные документы по бухгалтерскому учету для коммерческих организаций, что не совсем правомерно, так как невозможно перенести все положения бухгалтерского учета коммерческих организаций на НКО. Проблемам бухгалтерского учета в НКО уделено большое внимание в работах Гусаровой Л.В. , Джамаловой Г.Г. , Мякининой Л.Н. , Семенихина В.В. , Ягудиной Г.Г. и других, но единого мнения по ряду вопросов бухгалтерского учета нет. Учитывая многообразие форм и видов некоммерческих организаций, с точки зрения организации бухгалтерского учета целесообразно разделить их на две группы, к первой относят организации, которые получают и распределяют целевые средства, но не ведут коммерческую деятельность, ко второй - организации, которые, помимо уставной, занимаются коммерческой деятельностью. Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций обуславливает особенности бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет НКО ведут на основании учетной политики, сформированной в соответствии с ПБУ 1/2008 , в которой отражают все способы ведения бухгалтерского учета, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены. Проведенное исследование системы бухгалтерского учета в НКО позволило выявить и обобщить особенности бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности при осуществлении уставной и предпринимательской деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Особенности организации бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в НКО

Особенности

1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в НКО

1.Организация бухгалтерского учета

осуществляется в соответствии с федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. Учетная политика

формируется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

3. План счетов бухгалтерского учета

применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н

4. Положения по бухгалтерскому учету

Применяются с учетом специфики деятельности НКО

5. ПБУ, не применяемые НКО

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»,

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»,

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»

6. ПБУ, которые НКО могут не применять

23/2011 «Отчет о движении денежных средств»,

2/2008 Учет договоров строительного подряда»,

7/98 «События после отчетной даты»,

8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,

12/2010 «Информация по сегментам»,

16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,

17/02 «Учет расходов на НИОКР»,

18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»

7.Формирование бухгалтерской отчетности

осуществляется в соответствии с ПБУ 4/99, приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и Информации Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческой организации» (ПЗ-1/2011)

8. Формируемые группы отчетности

бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность, статистическая отчетность, отчетность перед государственными внебюджетными фондами;

специальная отчетность;

9.Годовой комплект бухгалтерской отчетности

включает бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств; пояснительную записку

Организация бухгалтерского учета НКО

10.Учет целевых средств по уставной и предпринимательской деятельности

ведется с применением счета 86 «Целевое финансирование»

11.Учет целевых поступлений в бухгалтерском учете

осуществляется в момент фактического получения финансирования

12.Счет 86 «Целевое

финансирование» детализируется по видам поступлений

86.1 «Поступления по уставной деятельности»;

86.2 «Поступления по предпринимательской деятельности»

13. К счету 86 открывают субсчета второго порядка

для детализации источников финансирования по видам целевых программ

14. Учет расходов

ведется с применением счетов 20 «Основная деятельность», 26 «Общехозяйственные расходы»

15.Выделение субсчетов к счетам 20, 26

1 – расходы по уставной деятельности

2 – расходы по предпринимательской деятельности

16.Способ распределения косвенных расходов

закрепляется в учетной политике - исходя из удельного веса поступлений на программу

17.Учет доходов по предпринимательской деятельности

осуществляется в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» , ведется с применением счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы»

18.Финансовый результат от предпринимательской деятельности

отражается на счете 99 «Прибыль (убыток)»

19. Использование чистой прибыли

Прибыль от предпринимательской деятельности учитывается как источник осуществления уставной деятельности

20.Расходы за счет целевых средств

осуществляются в рамках сметы

21. Учет расходов по предпринимательской деятельности

осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»

22. Учет расходов по кредитам и займам

осуществляется в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

23. Прочие поступления от непредпринимательской деятельности: -штрафные санкции; - выбытие основных средств и прочие

отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

24. Учет основных средств

осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

25.Активы, стоимостью ниже 40000 руб.

учитываются в составе материальных запасов

26.Амортизация основных средств не начисляется

Износ начисляется на забалансовом счете 010 линейным способом

27.Учет материальных ценностей

осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

28.Списание материальных ценностей

осуществляется по одному из способов: себестоимости каждой единицы; по методу «ФИФО»; по средней себестоимости

29. Ведение кассовых операций

30. Инвентаризация имущества и обязательств

проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Налогообложение НКО

уплачиваются: налог на прибыль; НДС

32. При наличии объекта налогообложения

уплачиваются транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог

33. В рамках осуществления деятельности по упрощенной системе налогообложения

Уплачивается налог по УСН

34. В рамках осуществления деятельности по ЕНВД

Уплачивается единый налог по ЕНВД

Проведенное исследование показало, что в НКО применяются документы бухгалтерского учета, регулирующие учет в коммерческих организациях, несмотря на специфику учета. Известно, что учетная политика формируется путем индивидуального выбора способов ведения бухгалтерского учет и ввиду того, что для НКО они не установлены стандартами, организация имеет право самостоятельно разрабатывать соответствующие элементы, руководствуясь требованиями законодательства и нормативных актов. При этом отмечается, что не все важные аспекты нашли отражение в учетной политике. Выделим наиболее важные рекомендации, которые разработаны в ходе исследования для включения в качестве элементов в учетную политику НКО для целей бухгалтерского и налогового учета (таблица 2).

Возможности

1. Открыть к счету 86 «Целевое финансирование» субсчета первого порядка, осуществив подробную детализацию по видам поступлений

86.1 «Вступительные членские взносы»;

86.2 «Ежегодные членские взносы»;

86.3 «Добровольные взносы»;

86.4 «Целевые поступления от юридических лиц»;

86.5 «Целевые поступления из бюджета»;

86.6 «Доходы от прочих операций»;

86.7 «Поступления от предпринимательской деятельности»

Детализация позволяет контролировать вид поступлений и увязать их с осуществляемыми расходами

2. Открыть субсчета второго порядка к счету 86 «Целевое финансирование»

по каждой программе

86.4.1 «Целевые поступления от юридических лиц - на проект 1»;

86.4.2 «Целевые поступления от юридических лиц на проект 2» и т.д.

Позволит формировать информацию об использовании источников финансирования и контролировать поступления по каждой целевой программе

3.К счету 20 по уставной и предпринимательской деятельности для детализации прямых затрат по программам и проектам открыть субсчета второго порядка

По уставной деятельности:

20.1.1 «Материальные затраты»;

20.1.2 «Расходы на оплату труда»;

20.1.3 «Отчисления на социальные нужды»

Детализация статей прямых затрат позволяет отражать на счетах бухгалтерского учета информацию о видах затрат

4.Открытие субсчетов третьего порядка к счету 20 позволяет отразить информацию о статьях прямых затрат

По уставной деятельности:

20.1.1.1 «Материалы»;

20.1.2.1«Оплата труда за отработанное время»;

20.1.3.1«ПФР» и тд.

Детализация статей прямых затрат позволяет отражать на счетах бухгалтерского учета информацию о выделенных статьях затрат

5. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» дополнить субсчетом 26.3 – «Общие общехозяйственные расходы по уставной и предпринимательской деятельности»

На счет 26.3 относят расходы, подлежащие распределению между уставной и предпринимательской деятельностью

Позволяет распределять на уставную деятельность по программам данные субсчета 26.1, на предпринимательскую деятельность по программам данные субсчета 26.2

6.Выделить следующие статьи затрат к счетам 26.1 «Общехозяйственные расходы по уставной деятельности»,

26.2 «Общехозяйственные расходы по предпринимательской деятельности»,

26.3 «Общие общехозяйственные расходы по уставной и предпринимательской деятельности»

1.Услуги: 1.1 Услуги сторонних организаций по видам;

2.Затраты на оплату труда:

2.1 Оплата за отработанное время;

2.2. Оплата на неотработанное время

3.Отчисления на социальные нужды:

3.1 ПФР;

3.2 ФСС;

3.3 ФФОМС;

3.4 Страхование от НС и ПЗ

4. Командировочные расходы;

6.Консультационные расходы;

7.Издательские расходы;

8.Почтовые расходы, расходы на канцелярские принадлежности, копировальные работы для нужд офиса;

9.Расходы на проведение общих собраний;

10.Расходы на аренду;

11.Налоги;

12.Расходы по проведению аудита

13.Расходы по подготовке кадров, повышению квалификации

Выделение статей затрат на счете 26 по субсчетам позволит отражать в учете информацию о статьях затрат

7.Порядок отражения перерасхода целевых средств

Возможны 2 варианта:

1.Затраты со счетов 20, 26, списываются в дебет счета 86 в пределах имеющихся целевых поступлений. Счет 86 закрывается без остатка, а счет 20 имеет сальдо на отчетную дату, которое будет отражено в активе бухгалтерского баланса по строке «Запасы».

2. Перерасход отражается на счете 86 как дебетовое сальдо. В отчетности отражают по статье «Целевое финансирование» в круглых скобках.

Выбирают один из вариантов

8.Создание резервов:

На гарантийный ремонт;

На оплату отпусков;

По сомнительным долгам

1. формируются в соответствии с требованиями;

2. не формируются

Выбирают один из вариантов

Для целей налогового учета

9.Создание резерва на ремонт основных средств

1.при создании резерва предельная сумма не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся в организации за последние три года;

2.резерв не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 260, ст. 324 НК РФ)

10.Резерв на оплату отпусков

1.при создании резерва расчет производят исходя из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с таких расходов.

2. резерв не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 324.1 НК РФ)

11.Резерв по сомнительным долгам

1.при создании резерва его величина не может превышать 10 процентов от выручки за отчетный (налоговый) период.

По сомнительной задолженности со сроком возникновения:

– свыше 90 календарных дней – в полной сумме задолженности;

– от 45 до 90 календарных дней (включительно) – в размере 50 процентов задолженности;

– до 45 дней – резерв не создается.

2. не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 266 НК РФ)

12.Порядок признания доходов и расходов для целей налога на прибыль

1.используется метод начисления (ст.271 НК РФ)

2. используется кассовый метод (ст. 273 НК РФ)

Выбирают один из вариантов

13.Авансовые платежи по налогу на прибыль

1.квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (ст. 286 НК РФ)

2. месячные авансовые платежи

(ст. 286 НК РФ)

Выбирают один из вариантов

14. В случае совмещения системы налогообложения в виде ЕНВД и общей системы налогообложения

Организация раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций

(п. 9 ст. 274 НК РФ)

16. В целях исчисления НДС

Организуется раздельный учет облагаемых и не облагаемых операций

(п. 4 ст. 170 НК РФ)

17. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам

отражаются в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов

Эти расходы списываются в течение срока, к которому они относятся равными долями.

Таким образом, использование предложенной детализации счетов по учету затрат и поступлений может быть полезным при организации бухгалтерского учета в любых НКО, при этом необходимо принимать во внимание особенности их деятельности.

П орядок разработки учетной политики организации некоммерческого сектора экономики зависит от особенностей ее деятельности и это необходимо учитывать. Принимая во внимание вышеизложенное, а также результаты анализа различных способов учетной политики, применяемых в НКО, авторами статьи разработаны элементы учетной политики, которые необходимо включить в учетную политику. При составлении авторами исследования были взяты элементы методик коммерческих организаций и разработаны собственные полученные в результате практических исследований.

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) - URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения: 29.03.2015)
  2. Гусарова Л.В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 20. С.36-44
  3. Джамалова Г.Г. Учет в некоммерческих организациях // Практическая бухгалтерия. 2012. N 2 - URL: (дата обращения: 20.03.2015)
  4. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»ПБУ1/2008»- URL: http : //base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req = doc; base = LAW; n=142566 / (дата обращения: 20.03.2015)
  5. Семенихин В.В. Особенности формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 3. С.11-18
  6. Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства - URL:
  7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156037 (дата обращения: 22.03.2015)
  8. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 07.03.2014) - URL: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz (дата обращения: 20.03.2015)
  9. Ягудина Г.Г. Учет имущества некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 7. С. 30-37.

Цели разработки политики учета

Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Не являются в этом плане исключением и некоммерческие организации (НКО), т. к. на них, так же как и на иных юрлиц, распространяются (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) обязанности:

  • по ведению бухучета (пп. 1, 2 ст. 5);
  • разработке бухгалтерской учетной политики (п. 2 ст. 8);
  • составлению бухотчетности (п. 2 ст. 13).

Причем возможности выбора из существующих способов у НКО в ряде ситуаций оказываются шире, чем у иных организаций.

Специфика учетной политики НКО

Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);

ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Такого стандарта на момент написания статьи еще нет. Но работа по его разработке уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности - 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н).

Не знаете свои права?

  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения , применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Что отразить в учетной политике НКО на 2020 год

Учетная политика, предназначенная для применения в 2020 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.

При формировании текущей учетной политики необходимо использовать актуальную редакцию закона № 402-ФЗ, НК РФ, распространяющихся на НКО ПБУ и иных нормативных актов. Ссылки на конкретные пункты и статьи этих документов могут быть для удобства пользователя приведены в тексте учетной политики.

Изложенные в учетной политике НКО на 2020 год правила рассчитаны на долгосрочную перспективу (п. 5 ПБУ 1/2008), То есть документ может продолжать действовать и в последующие годы. Если же какие-то положения потребуют изменений или появятся новые объекты, правила учета которых не отражены в действующей учетной политике, ее текст можно изменить или дополнить отдельным организационно-распорядительным документом.

Образец учетной политики НКО, составленный с использованием нормативных актов, действительных в 2020 году, приведен ниже:

Учетная политика для НКО обязательна, как и для любой иной организации. Однако составляется она с учетом особенностей деятельности НКО и наличия возможности применять упрощенный бухучет, позволяющий с определенными оговорками применять те ПБУ, которые распространяются и на НКО. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому ее положения, разработанные на 2020 год, могут действовать и в последующие годы, если не потребуются законодательно обоснованные изменения в них или дополнения, обусловленные появлением объектов, правила учета которых в применявшейся учетной политике описаны не были.

Федерального закона № 129-ФЗ обязует любую компанию, независимо от ее организационно-правового статуса, вести учетные записи. Как учетная политика некоммерческой организации поможет избежать спорных ситуаций при финансовом отчете 2017 года, разбираемся ниже.

Терминология

НКО – это организация, ориентированная не на получение прибыли, а на достижение бескорыстной социально-общественной цели. Относятся к ней следующие виды объектов (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ):

  • Общественные или религиозные объединения.
  • Общины коренных малочисленных народов РФ.
  • Казачьи общества.
  • Некоммерческие партнерства.
  • Ассоциации и союзы.
  • Благотворительные и социальные фонды.

Достижение цели НКО невозможно без грамотно составленной учетной политики. Под данным термином понимаются такие способы и методы бухгалтерского учета, которые, по мнению руководства, соответствуют условиям функционирования некоммерческой организации и наилучшим образом отвечают за контроль ее финансового положения.

Общие положения

Учетная политика коммерческих организаций составляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н , и трудностей с бухгалтерской отчетностью практически не бывает. Но в отношении НКО законом не предусмотрено никакого нормативного документа, адекватно излагающего порядок ведения учетных записей. Поэтому на деле многие сотрудники, ссылаясь на различные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете» , решают спорные вопросы самостоятельно.

Так, согласно ст. 6 Приказа Минфина РФ № 106н, ответственность за наличие и ведение бухучета целиком и полностью лежит на руководителе. Он должен не только определить рациональную систему организации хозяйственных операций, но и своевременно проверять ее отражение в финансовом отчете, даже несмотря на то, что подобные функции входят в обязанности главного бухгалтера.

Учетная политика НКО допускает ведение бухучета без использования двойной записи и требует решения следующих вопросов (ст. 4 Приказа Минфина РФ № 106н):

  • Наличие рабочего плана счетов.
  • Правила документооборота и методы обработки информации.
  • Требования к проведению инвентаризации активов и обязательств НКО, а также способы их оценки.
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.
  • Формы первичных документов и регистров.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года. Для НКО, существующих не первый год, но нуждающихся в изменениях и дополнениях учетной политики, достаточно внести поправки до этого периода. В случае НКО оформляет избранную систему учетной политики не позже 90 дней со дня госрегистрации юрлица.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года.

Что касается финансового отчета, то для НКО лучше разделить учет имущества на синтетический и аналитический, определив для каждого отдельный источник финансирования: или доходы от предпринимательской деятельности. Также в учетной политике НКО должны быть прописаны:

  • Методы начисления и списания средств.
  • Виды имущества и порядок контроля за ним.
  • Стоимостный лимит отнесения имущества к объектам основных средств.
  • Резервы на ремонт (при необходимости).
  • Перечень оказываемых платных услуг с определением их себестоимости.
  • Общехозяйственные расходы.
  • Оценка запасов.
  • Налоговая политика.

Поскольку учетная политика НКО – основополагающий критерий существования некоммерческой организации, то и подойти к составлению нормативного документа необходимо с полной ответственностью. Важно, чтобы и сам руководитель понимал суть финансовых и учетных процедур.

» от 21.11.96 и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина РФ от 01.01.2001 г. № 000н).

1.2. Учетная политика НП – это выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов уставной деятельности.

1.3. На бухгалтерский учет и отчетность НП распространяется режим УСН.

2. Организация бухгалтерского учета в НП:

2.1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в НП и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет Генеральный директор.

2.2. Ведение бухгалтерского учета осуществляет Главный бухгалтер.

2.3. Своевременное предоставление полной и достоверной отчетности осуществляет Главный бухгалтер.

2.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором и подчиняется ему непосредственно.

2.5. В случае разногласий между Генеральным директором и Главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения Генерального директора, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

3. Право подписи первичных учетных документов имеют:

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

При реорганизации или ликвидации НП.

4.4 Инвентаризация проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, ее состав определяется приказом Генерального директора.

5.Оценка имущества и обязательств НП:

5.1 Оценка имущества и обязательств НП производится в суммах, округленных до целого рубля.

7.1 . Малоценные активы, отвечающие критериям основных средств, отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством в составе материально-производственных запасов;

7.2. Лимит стоимости, в рамках которого малоценные активы признаются материально-производственными запасами установить стоимостью не более 20.000 рублей;

7.3. Изменение стоимости основных средств, по которой они были приняты к бухгалтерскому учету, производить без проведения переоценки в добровольном порядке;

7.4. Формирование остаточной стоимости основных средств, при выбытии, производить на отдельном субсчете счета 01.

7.5. По объектам основных средств амортизацию не начислять в соответствии с действующим законодательством.

Обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом производить с применением забалансового счета 010 «Износ основных средств».

Срок полезного использования определять исходя из ожидаемого срока использования объекта, его физического износа .

8. Отчетность НП:

8.1. Отчетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря года.

8.2. Отчетность НП утверждается в предусмотренном уставом порядке в сроки:

для годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года,

9.Нормы по некоторым расходам:

Суточные 500 руб. в день;

Проживание и аренда помещение по фактическим затратам, но не более 1500 руб. за сутки.

9.2.Представительские расходы производятся согласно утвержденной смете доходов и расходов.

10.Контроль за хозяйственными операциями:

10.1.Текущий и оперативный контроль за хозяйственными операциями осуществляет Главный бухгалтер и Генеральный директор.

10.2.Проверка бухгалтерского учета и отчетности НП производится в соответствии с законодательством и Уставом НП.

10.3.Контроль бухгалтерского учета и отчетности НП проводится во время ежегодной аудиторской проверки.

11.Заключительные положения:

11.1.Изменения данного положения и вступление их в силу происходят в соответствии с законодательством.

11.2.Дополнения приложений к данному Положению могут вноситься приказами Генерального директора.

11.3.Изменения и дополнения в данное Положение могут вноситься также для устранения ошибок и упущений.

Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели ее создания и организационно - правовая форма, масштабы, структура, сфера деятельности, количество персонала и так далее.
Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества.

Вначале, напомним, что с 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), сменивший Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).

Для справки: Законом N 217-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе и в такие основополагающие, как Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать:
- садоводческие некоммерческие товарищества;
- огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, в отличие от статьи 4 Закона N 66-ФЗ, упразднены такие формы некоммерческих организаций (далее - НКО) как:
- дачные некоммерческие товарищества;
- садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
То есть одной из задач Закона N 217-ФЗ можно считать сокращение организационных форм НКО в данной сфере до двух основных, учитывающих предназначение земельных участков.

Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Аналогичное определение НКО содержится и в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Согласен с таким определением НКО и Минфин России в Письме от 08.05.2019 г. N 03-11-11/33481 .
Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ.
Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме:
потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
общественных движений;
ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

Для справки: как уже было отмечено, с 01.01.2019 г. в связи с поправками, внесенными Законом N 217-ФЗ , из перечня организационно-правовых форм НКО исключены садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы и введены две формы некоммерческих организаций - садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;
учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
автономных некоммерческих организаций;
религиозных организаций;
публично-правовых компаний;
адвокатских палат;
адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
государственных корпораций;
нотариальных палат.

Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ определено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: