Типовая учетная политика некоммерческой организации. Основы формирования учетной политики некоммерческих организаций Учетная политика нко на год образец

Среди главных бухгалтеров некоммерческих организаций (НКО) встречается мнение, что они могут не составлять приказ об учетной политике. Но ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ " О бухгалтерском учете " требует, чтобы организация, независимо от ее организационно-правовой формы, имела учетную политику, утвержденную ее руководителем. Это требование является необходимым условием деятельности любой организации, в том числе некоммерческой. Учет в НКО Некоммерческие организации создаются в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, благотворительных ассоциаций и фондов для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей, направленных на достижение общественных благ. Для любой некоммерческой организации учетная политика является распорядительным документом, без которого невозможны построение и ведение системы бухгалтерского учета. Общая норма законодательства требует, чтобы учетная политика составлялась в соответствии с положениями ПБУ 1/ "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.08 №106н. В первую очередь этот документ определяет бухгалтерский учет коммерческой деятельности, а вот нормативного документа, более или менее четко регламентирующего порядок формирования учетной политики для целей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, при отсутствии коммерческой деятельности, в настоящее время, к сожалению, не существует. В связи с этим, различные неурегулированные вопросы НКО предстоит решать самостоятельно, для этого принятые решения фиксируются в учетной политике. Арбитражные суды при решении спорных вопросов принимают во внимание выбор, сделанный НКО в приказе об учетной политике. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Именно он определяет систему организации бухгалтерского учета. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. Безусловно, при формировании учетной политики надо исходить из того, что:


  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

При составлении учетной политики допускаются четыре предположения, от которых отталкиваются при описании системы учета (п. 5 ПБУ 1/2008) в организации:

  • полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Исходя из практических сторон составления учетной политики для НКО, можно порекомендовать также:

  • отражать в учетной политике только те нормы законодательства, по которым организации предоставляется выбор из двух или более вариантов, не надо переписывать цитаты из ПБУ или Налогового кодекса РФ, если выбор варианта законодательством не предусматривается;

  • не осуществлять в учетной политике выбор из вариантов ведения учета, если в организации такие финансово-хозяйственные операции осуществлять не предполагается, поскольку ее можно дополнять, если такие операции появятся;

  • можно не составлять учетную политику на 2010 год, если учетная политика, действующая в 2009 году, организацию полностью устраивает;

  • не копировать учетную политику другой некоммерческой организации, поскольку необходимо учитывать особенности ведения деятельности в своей НКО, что практически никогда не совпадает полностью с другой организацией;

  • при формировании раздела, посвященного документообороту, прописывать должности ответственных лиц, а не их фамилии, так как изменить учетную политику в течение года по такому основанию как повышение в должности или увольнение сотрудника, будет невозможно;

  • можно не представлять учетную политику в налоговые органы без письменного запроса в адрес этой организации, поскольку действующее законодательство к этому не обязывает;

  • не нужно разрабатывать отдельный порядок для обособленных подразделений НКО, так как учетная политика применяется всей организацией - головным и обособленными подразделениями (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для бухгалтерского учета

Для некоммерческих организаций, создающих учетную политику впервые, следует учитывать следующее. Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/2008). В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", учетная политика включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • порядок контроля над хозяйственными операциями;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

НКО, работающие не первый год, уже ранее разрабатывали учетную политику, поэтому перед началом каждого года им нужно лишь, в случае необходимости, внести в нее изменения и дополнения. Но это при условии, что данный распорядительный документ описывает в полной мере всю систему учета организации и отвечает требованиям действующего законодательства. Основания для изменения учетной политики установлены в п. 10 ПБУ 1/2008. К ним относятся:

  • изменение законодательства РФ;

  • разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;

  • существенное изменение условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, изменение вида деятельности организации и т. п.

При этом согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. С 2008 года некоммерческие организации, также как и субъекты малого предпринимательства, имеют право не применять ПБУ 18/02. Об этом говорится в новой редакции п. 2 ПБУ 18/02. Значит, некоммерческие организации, как и малые предприятия, в учетной политике по бухгалтерскому учету должны указать, решили они применять они данное ПБУ или нет. Нужно учитывать то, что НКО в своей деятельности руководствуются нормами Закона о некоммерческих организациях (Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ). Основным источником покрытия расходов является целевое финансирование НКО, состоящее из:

  • финансового обеспечения, в виде субсидии на возмещение нормативных затрат организации, при оказании им социальных услуг в соответствии с заданием учредителя;

  • добровольных имущественных взносов и пожертвований, получаемых от различных фондов, юридических и физических лиц;

  • грантов;

  • других, не запрещенных законом источников целевых поступлений.

Средства от оказания платных услуг, направляемые на ведение уставной деятельности и развитие организации, также являются одним из источников финансирования расходов учреждения, но такие доходы от предпринимательской деятельности не могут быть признаны целевым финансированием деятельности НКО. Эти средства признаются собственными доходами, полученными от коммерческой деятельности НКО, их порядок учета является отдельным вопросом учетной политики. Если при выполнении целевой программы, расходы на содержание аппарата управления предусмотрены сметой доходов и расходов, то их списание следует осуществлять за счет конкретной целевой программы. Если ни одной целевой программой, расходы на содержание аппарата управления не предусмотрены, то можно порекомендовать отразить в учетной политике организации порядок распределения расходов на содержание аппарата управления НКО. Некоммерческие организации могут ориентироваться на нормы других документов, например действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.00 №94н. На основе их рекомендаций НКО организует раздельный синтетический и аналитический учет средств целевого финансирования, что прописывается в методологическом разделе учетной политики. Здесь можно указать свой порядок учета для каждого источника средств целевого финансирования (по назначению и в разрезе самих источников), учитывая то, что средства целевого финансирования занимают существенное место в деятельности организации. Специального порядка отражения в бухгалтерском учете перерасхода целевых средств для некоммерческой организации, нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлено. Следовательно, организация, руководствуясь общеустановленными правилами бухгалтерского учета, должна установить т акой порядок самостоятельно и закрепить его в своей учетной политике Говоря о целевом финансировании, отражаемом на счете 86, следует вспомнить о порядке признания доходов. В систему бухгалтерского учета доходов и расходов заложен метод начисления, который следует применять по отношению ко всем операциям, в том числе и к средствам целевого финансирования. Следующий вопрос, который должен быть отражен в учетной политике, имеет отношение к учету основных средств (ОС). Согласно п. 4 ПБУ 6/01, НКО признает в бухгалтерском учете, в качестве основных средств, имущество, одновременно удовлетворяющее следующим условиям:

  1. НКО имеет право собственности на данный объект;

  2. объект предназначен для использования в уставной деятельности, направленной на достижение целей создания данной НКО или для ее управленческих нужд;

  3. объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  4. организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта.

При этом целесообразно организовать раздельный учет имущества, приобретенного за счет целевых поступлений и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Способ ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике. Некоммерческая организация может использовать имущество, приобретенное за счет прибыли от предпринимательской деятельности, как на ведение уставной, так и предпринимательской деятельности одновременно. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ , имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации. Однако, если имущество используется в деятельности приносящей доход, и приобретено за счет средств от такой деятельности, то необходимо начислять амортизационные отчисления в общеустановленном порядке. Отнести расходы на его приобретение напрямую к какому-то одному направлению коммерческой деятельности в этом случае невозможно. Также в учетной политике НКО следует указать стоимостный лимит отнесения имущества к объектам ОС (в интервале до 20 000 руб.). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Порядок контроля отражается в учетной политике. Метод начисления износа можно не указывать, так как для объектов ОС некоммерческих организаций ПБУ 6/01 утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.01 №26н предусмотрен лишь один метод списания стоимости ОС - линейный. Также с помощью Учетной политики нужно определиться с резервом на ремонт ОС (создавать или нет). Услуги НКО может оказывать на бесплатной основе (за счет средств целевого финансирования), а также на платной основе (за счет поступлений от заказчиков). Доходы и расходы от оказания таких услуг в учете следует разграничить в связи с тем, что они относятся к разным источникам финансирования. Для этого необходимо определиться со счетами учета доходов и расходов. Предпочтение следует отдать счетам учета доходов и расходов из коммерческого Плана счетов. НКО не следует забывать о формировании отдельного финансового результата от оказания платных услуг. Кроме того, возникает проблема с общехозяйственными расходами - по оплате труда административно-управленческого персонала, по аренде помещений, оплате услуг банка, транспортных расходов, услуг связи и т. д. По мнению налоговых органов, указанные расходы не подлежат распределению расчетным путем и не могут покрываться за счет доходов от предпринимательской деятельности. Финансирование подобных расходов должно осуществляться за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, а также за счет прибыли, оставшейся в распоряжении НКО. Но НК РФ не содержит запрета на распределение подобных расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью организации, поэтому арбитражные суды часто руководствуются нормой, содержащейся в учетной политике НКО. С целью формирования рыночной цены платных услуг, НКО следует прописать в учетной политике порядок определения себестоимости оказываемых услуг. Данный порядок, в свою очередь, должен базироваться на методике ведения раздельного бухгалтерского учета операций в части некоммерческого направления и оказания платных услуг НКО. Эти вопросы нормативными актами для НКО не регламентированы, поэтому организации придется самостоятельно решать, как делить расходы и доходы и определять себестоимость оказания услуг. Организациям можно рекомендовать воспользоваться общим подходом: стоимость услуги формируется из суммы прямых и косвенных затрат, первые прямо увеличивают стоимость услуги, а вторые - после распределения между всеми объектами калькулирования. Заметим, что порядок определения себестоимости услуг является одним из самых важных элементов учетной политики НКО, так как от него зависят цена платных услуг и финансирование бесплатных услуг, оказываемых населению. В отношении платных услуг и связанных с ними расходов, НКО может руководствоваться коммерческими стандартами - ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 . Это означает, что НКО следует определиться с классификацией коммерческих поступлений (выплат) и соответствующих расходов: какие из них учитывать в составе выручки (затрат) по обычным видам коммерческой деятельности, а какие - в составе прочих доходов (расходов) организации. Действующие бухгалтерские стандарты предоставляют в этом вопросе право выбора - для того чтобы его правильно сделать, НКО нужно учитывать характер своей предпринимательской деятельности, виды доходов (расходов) и условия их получения (выплаты). Например, выручку от оказания платных услуг населению (расходы, связанные с оказанием платных услуг) следует относить к доходам (расходам) по основным видам деятельности (счет 90). Другие поступления и выплаты, например связанные с предоставлением имущества в аренду или имеющие отношение к финансовым вложениям НКО, могу т быть учтены в составе прочих доходов и расходов (счет 91) при условии, что эти операции не являются предметом основной коммерческой деятельности НКО или являются разовыми операциями. По нематериальным активам некоммерческие организации амортизацию не начисляют, поэтому в Учетной политике НКО не нужно описывать способ начисления амортизации. Достаточно установить срок полезного использования и списать НМА по окончании этого срока. В отношении МПЗ для НКО в ПБУ 5/01 не содержится отдельных требований, указывающих на то, что данный документ используется только коммерческими фирмами. В целях организации надлежащего контроля за движением и сохранностью МПЗ, до передачи их в эксплуатацию, НКО отражает материалы на счетах учета МПЗ. В учетной политике некоммерческой организации следует прописать оценку запасов при их выбытии и отпуске в эксплуатацию (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения запасов). Оценка по средней себестоимости, которая является наиболее распространенным способом, предполагает выбор взвешенной или скользящей оценки. Первая определяется по среднемесячной фактической себестоимости запасов, когда в расчет включаются количество и стоимость МПЗ на начало периода и все поступления за отчетный период (месяц). Вторая определяется исходя из количества и стоимости МПЗ на начало отчетного периода и всех поступлений до момента отпуска материалов в эксплуатацию. Метод средневзвешенной оценки является достаточно простым и это одно из преимуществ по сравнению со способом скользящей оценки, что ин огда предопределяет выбор в учетной политике в пользу первого метода. Здесь перечислены лишь основные активы, которыми может располагать НКО, на самом деле их бывает и больше. Некоммерческой организации нужно их правильно классифицировать с тем, чтобы дать в учете их объективную текущую стоимостную оценку. В случае наличия нестандартных активов (обязательств) или при возникновении не урегулированных законодательством вопросов организация может воспользоваться п. 7 ПБУ 1/2008, разработав и закрепив в учетной политике свой порядок учета, не противоречащий законодательству.

Налоговая учетная политика

Некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). По ведению коммерческой деятельности у НКО также возникает необходимость определиться с Учетной политикой для налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. НКО ведут свою уставную деятельность за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Основная особенность этих средств заключается в том, что средства целевого финансирования направляются на строго определенные проекты (мероприятия), а целевые поступления - на ведение уставной деятельности некоммерческих организаций. Даже если некоммерческая организация не ведет коммерческую деятельность, то в соответствии с требованиями НК РФ, она обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. Способ ведения раздельного учета должен быть прописан в учетной политике организации. Налоговая политика НКО отражает: порядок формирования сумм доходов и расходов; порядок определения доли расходов в текущем периоде; порядок создания резервов; сумму задолженности бюджету по налогу на прибыль; перечень лиц, ответственных за ведение налогового учета, за его организацию, за график документооборота, формы первичных документов; регистры налогового учета.

Налог на прибыль

Для некоммерческих организаций к необлагаемым налогом на прибыль доходам в виде целевых поступлений ст. 251 НК РФ относит вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые поступают товариществу от собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу от их членов. Чтобы указанные суммы не облагались налогом, к ним предъявляются следующие требования:

  • членские взносы, их размер и периодичность уплаты должны быть предусмотрены уставом организации. Они могут быть направлены на содержание аппарата управления, но не на оказание услуг в пользу отдельных членов организации;

  • в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ , пожертвования можно делать только гражданам, лечебным воспитательным, учебным, научным учреждениям, фондам, музеям, общественным и религиозным организациям, государству и муниципалитетам. Не перечисленные в этой статье ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, коллегии адвокатов, автономные некоммерческие организации, профсоюзные организации, не вправе получать пожертвования.

НКО, применяющая общий режим налогообложения, исчисляет и уплачивает налог на прибыль от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 246 НК РФ . Прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, не подлежит распределению между учредителями некоммерческой организации в виде дивидендов, а должна направляться на ведение уставной деятельности. На основании требований ст. 26 Закона N 7-ФЗ, после уплаты налога на прибыль в бухгалтерском учете, прибыль от предпринимательской деятельности учитывается как источник осуществления уставной деятельности организации и формирования ее имущества в соответствии со сметой. Прибыль, полученную от предпринимательской деятельности по итогам отчетного года, некоммерческие организации должны списать с дебета счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в кредит счета 86 "Целевое финансирование". Для обособленного учета прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, к счету 86 можно открыть субсчет "Прибыль от предпринимательской деятельности". В соответствии со ст. 313 НК РФ , система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. В связи с этим некоммерческая организация должна разработать методику организации раздельного налогового учета целевых поступлений и целевых расходов, а также их разделение в рамках каждого вида деятельности и закрепить ее в Учетной политике для целей налогообложения. На основании требований п. 14 ст. 250 НК РФ , при использовании целевых поступлений и средств целевого финансирования не по целевому назначению, указанные средства и поступления признаются внереализационным доходом некоммерческой организации и включаются в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. При этом включение средств целевого финансирования, использованных не по назначению, в состав доходов некоммерческой организации осуществляется в момент фактического использования целевых средств не по целевому назначению, либо в момент нарушения условий, на которых они предоставлялись в соответствии с подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ . Налоговый учет должен быть основан на первичных документах, получаемых и формируемых при ведении бухгалтерского учета. Также использование поступивших средств признается нецелевым, если документы, подтверждающие расходы не соответствуют требованиям законодательства. Поэтому в учетной политике НКО должно отразить применяемые формы первичных документов. Например, путевые листы должны иметь форму, разработанную НКО и при наличии всех необходимых реквизитов, предусмотренных Приказом Минтранса №152. Объектом налогообложения прибыли организации, является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов ( ст. 247 НК РФ). Следовательно, расходы на ведение уставной деятельности не включаются в состав расходов, связанных с предпринимательской деятельностью некоммерческой организации, и не учитываются в налоговой базе при расчете налога на прибыль. Правда, ряд независимых экспертов считают, что общехозяйственные расходы некоммерческая организация может распределить между коммерческой и некоммерческой деятельностью в том порядке, который установлен п. 1 ст. 272 НК РФ . Чтобы общие расходы распределять пропорционально доле соответствующего дохода в общей сумме доходов, полученных НКО, необходимо самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике для целей налогообложения экономически обоснованный порядок распределения общехозяйственных расходов между уставной и предпринимательской деятельностью.

Налог на добавленную стоимость

Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются все организации и НКО из этого перечня не исключены. Получаемые НКО целевые средства не связаны с реализацией работ, выполнением услуг, на этом основании целевые и членские взносы, пожертвования, гранты, бюджетные ассигнования и т.п. не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в НК РФ для отдельных НКО предусмотрено освобождение от НДС совершаемых ими операций. Так, на основании с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Если НКО реализует товары, работы, услуги, то они могут попадать под иные льготы, или пониженные ставки, предусмотренные НК РФ. НДС, уплаченный при приобретении имущества, услуг НКО, учитывается в стоимости этого имущества (услуг). Если имущество и приобретаемые работы и услуги некоммерческие организации используют как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, то суммы налога принимаются к вычету либо учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения. Способ ведения раздельного учета "входного" НДС организация определяет сама в Учетной политике, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ . При отсутствии раздельного учета, НКО теряет право на налоговый вычет "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках коммерческой деятельности и использованным в операциях, облагаемых НДС. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ , объектом налогообложения не признается операция по передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, а также передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) собственными силами является одним из самостоятельных объектов обложения НДС. Даже если НКО, по совершаемым ею операциям, освобождена от уплаты НДС, то при строительстве хозяйственным способом на СМР, выполненные собственными силами, следует начислять НДС последним числом каждого налогового периода. В ряде случаев можно применить налоговые вычеты по НДС. В отношении выполнения СМР для собственного потребления, вычеты условно можно разделить на три вида в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ :

  • предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при осуществлении ими капитального строительства;

  • предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

  • исчисленные налогоплательщиком самостоятельно со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления.

В отношении первых двух видов вычетов никаких ограничений в НК РФ нет. Следовательно, НКО при выполнении СМР за счет целевых средств объекта, предназначенного для уставной деятельности, имеет право, при уплате НДС в бюджет, на налоговый вычет по НДС по работам подрядчика, по материалам и услугам, связанным со строительством. В отношении третьего вида вычетов следует отметить, что, если имущество не предназначено для совершения операций, облагаемых налогом, и если стоимость имущества не подлежит включению в расходы (в том числе через амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций, вычет применить нельзя. НДС, начисленный со стоимости СМР для собственного потребления, будет включен в первоначальную стоимость строящегося объекта. С 01.01.09 Федеральным законом от 26.11.08 № 224-ФЗ внесены изменения в п. 5 ст. 172 НК РФ и теперь момент определения налоговой базы по СМР для собственного потребления совпадает по времени с возникновением права на применение вычетов по СМР. Это значит, что начисленный НДС со стоимости СМР по итогам текущего квартала, принимается к вычету в том же квартале в той же сумме. Разумеется, данная норма не распространяется на организации, которые будут использовать построенные объекты недвижимости в необлагаемых НДС операциях, а значит, не относится к некоммерческим организациям, которые строят за счет целевого финансирования и используют построенный объект в уставной деятельности. ФНС РФ в Письме от 26.11.08 № ШС-6-3/862@, дала разъяснения по вопросу применения вычетов по НДС по объектам недвижимости. ФНС сообщает, что нормы ст. 171 НК РФ позволяют принять к вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями, в полном объеме, независимо от того, что строящиеся объекты предназначены для использования в операциях, не облагаемых НДС. Но после ввода таких объектов в эксплуатацию следует применять положения п. 6 данной статьи НК РФ и восстановить НДС в размере 1/10 принятой ранее к вычету соответствующей доли. Доля необлагаемых товаров, работ, услуг в общей доле отгруженных товаров для целей восстановления НДС определяется один раз в год на 31 декабря. Положения данного Письма и нормы ст. 171 НК РФ применяются и в отношении НКО.

Пример

Некоммерческая организация в 2009 году ввела в эксплуатацию офисное здание, которое используется в деятельности, не облагаемой НДС. Здание построено собственными силами с привлечением подрядных организаций. НДС со стоимости СМР, выполненных собственными силами, отнесен на увеличение первоначальной стоимости здания, а НДС, уплаченный по счетам-фактурам, полученным от подрядчиков в сумме 1600 000 руб., был принят к налоговому вычету. В 2009 году у НКО была облагаемая НДС операция - продажа имущества на сумму 472 000 руб. в том числе НДС – 72 000 руб. Сумма целевых поступлений за год составила 24 000 000 руб. Доля необлагаемых доходов в общей сумме доходов составит 0,9836 (24 000 000:24 400 000 руб.). Десятая часть НДС, принятого к вычету по подрядным работам, составит 160 000 руб. (1600 000 руб.: 10). Определим сумму НДС, подлежащую восстановлению 31.12.09. Она будет равна 157 376 руб. (160 000 руб. x 0,9836). Таким образом, организация в течение 10 лет будет восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету. Неясным остается только вопрос о правомерности распространения этой нормы на НКО, поскольку они не начисляют амортизацию по объектам недвижимости, так как не используют их в деятельности, приносящей доход. Проблема в том, в соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ восстановление НДС по объектам недвижимости производится, начиная с момента начисления амортизации по данному объекту. Прямого указания о порядке восстановления НДС по недвижимости, в отношении НКО, в НК РФ нет. Кроме того, сумма налога, подлежащая восстановлению, учитывается в составе прочих расходов. А если у НКО нет прочих доходов, будет увеличиваться убыток.


В статье рассмотрены вопросы составления учетной политики для НКО, применяющей общую систему налогообложения, но и организации, применяющие УСН не избавлены от необходимости ее составления, тем более, что им необходимо вести бухгалтерский учет основных средств и кассовых операций. Учет доходов и расходов для целей налогового учета производится во многом по правилам главы 25 НК РФ , с учетом ограничений, установленных в главе 26.2 . В зависимости от тщательности разработки учетной политики некоммерческая организация может значительно уменьшить количество проблем, которые возникают у нее во время камеральной или выездной документальной проверки налоговых органов. Необходимо учесть все отраслевые особенности деятельности НКО и при наличии неопределенности в действующем законодательстве выбранный вариант ведения бухгалтерского или налогового учета включить в учетную политику. Ивченко Татьяна – аудитор, налоговый консультант, генеральный директор ООО «Аудит-Эксперт»

» от 21.11.96 и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина РФ от 01.01.2001 г. № 000н).

1.2. Учетная политика НП – это выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов уставной деятельности.

1.3. На бухгалтерский учет и отчетность НП распространяется режим УСН.

2. Организация бухгалтерского учета в НП:

2.1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в НП и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет Генеральный директор.

2.2. Ведение бухгалтерского учета осуществляет Главный бухгалтер.

2.3. Своевременное предоставление полной и достоверной отчетности осуществляет Главный бухгалтер.

2.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором и подчиняется ему непосредственно.

2.5. В случае разногласий между Генеральным директором и Главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения Генерального директора, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

3. Право подписи первичных учетных документов имеют:

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

При реорганизации или ликвидации НП.

4.4 Инвентаризация проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, ее состав определяется приказом Генерального директора.

5.Оценка имущества и обязательств НП:

5.1 Оценка имущества и обязательств НП производится в суммах, округленных до целого рубля.

7.1 . Малоценные активы, отвечающие критериям основных средств, отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством в составе материально-производственных запасов;

7.2. Лимит стоимости, в рамках которого малоценные активы признаются материально-производственными запасами установить стоимостью не более 20.000 рублей;

7.3. Изменение стоимости основных средств, по которой они были приняты к бухгалтерскому учету, производить без проведения переоценки в добровольном порядке;

7.4. Формирование остаточной стоимости основных средств, при выбытии, производить на отдельном субсчете счета 01.

7.5. По объектам основных средств амортизацию не начислять в соответствии с действующим законодательством.

Обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом производить с применением забалансового счета 010 «Износ основных средств».

Срок полезного использования определять исходя из ожидаемого срока использования объекта, его физического износа .

8. Отчетность НП:

8.1. Отчетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря года.

8.2. Отчетность НП утверждается в предусмотренном уставом порядке в сроки:

для годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года,

9.Нормы по некоторым расходам:

Суточные 500 руб. в день;

Проживание и аренда помещение по фактическим затратам, но не более 1500 руб. за сутки.

9.2.Представительские расходы производятся согласно утвержденной смете доходов и расходов.

10.Контроль за хозяйственными операциями:

10.1.Текущий и оперативный контроль за хозяйственными операциями осуществляет Главный бухгалтер и Генеральный директор.

10.2.Проверка бухгалтерского учета и отчетности НП производится в соответствии с законодательством и Уставом НП.

10.3.Контроль бухгалтерского учета и отчетности НП проводится во время ежегодной аудиторской проверки.

11.Заключительные положения:

11.1.Изменения данного положения и вступление их в силу происходят в соответствии с законодательством.

11.2.Дополнения приложений к данному Положению могут вноситься приказами Генерального директора.

11.3.Изменения и дополнения в данное Положение могут вноситься также для устранения ошибок и упущений.

Федерального закона № 129-ФЗ обязует любую компанию, независимо от ее организационно-правового статуса, вести учетные записи. Как учетная политика некоммерческой организации поможет избежать спорных ситуаций при финансовом отчете 2017 года, разбираемся ниже.

Терминология

НКО – это организация, ориентированная не на получение прибыли, а на достижение бескорыстной социально-общественной цели. Относятся к ней следующие виды объектов (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ):

  • Общественные или религиозные объединения.
  • Общины коренных малочисленных народов РФ.
  • Казачьи общества.
  • Некоммерческие партнерства.
  • Ассоциации и союзы.
  • Благотворительные и социальные фонды.

Достижение цели НКО невозможно без грамотно составленной учетной политики. Под данным термином понимаются такие способы и методы бухгалтерского учета, которые, по мнению руководства, соответствуют условиям функционирования некоммерческой организации и наилучшим образом отвечают за контроль ее финансового положения.

Общие положения

Учетная политика коммерческих организаций составляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н , и трудностей с бухгалтерской отчетностью практически не бывает. Но в отношении НКО законом не предусмотрено никакого нормативного документа, адекватно излагающего порядок ведения учетных записей. Поэтому на деле многие сотрудники, ссылаясь на различные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете» , решают спорные вопросы самостоятельно.

Так, согласно ст. 6 Приказа Минфина РФ № 106н, ответственность за наличие и ведение бухучета целиком и полностью лежит на руководителе. Он должен не только определить рациональную систему организации хозяйственных операций, но и своевременно проверять ее отражение в финансовом отчете, даже несмотря на то, что подобные функции входят в обязанности главного бухгалтера.

Учетная политика НКО допускает ведение бухучета без использования двойной записи и требует решения следующих вопросов (ст. 4 Приказа Минфина РФ № 106н):

  • Наличие рабочего плана счетов.
  • Правила документооборота и методы обработки информации.
  • Требования к проведению инвентаризации активов и обязательств НКО, а также способы их оценки.
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.
  • Формы первичных документов и регистров.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года. Для НКО, существующих не первый год, но нуждающихся в изменениях и дополнениях учетной политики, достаточно внести поправки до этого периода. В случае НКО оформляет избранную систему учетной политики не позже 90 дней со дня госрегистрации юрлица.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года.

Что касается финансового отчета, то для НКО лучше разделить учет имущества на синтетический и аналитический, определив для каждого отдельный источник финансирования: или доходы от предпринимательской деятельности. Также в учетной политике НКО должны быть прописаны:

  • Методы начисления и списания средств.
  • Виды имущества и порядок контроля за ним.
  • Стоимостный лимит отнесения имущества к объектам основных средств.
  • Резервы на ремонт (при необходимости).
  • Перечень оказываемых платных услуг с определением их себестоимости.
  • Общехозяйственные расходы.
  • Оценка запасов.
  • Налоговая политика.

Поскольку учетная политика НКО – основополагающий критерий существования некоммерческой организации, то и подойти к составлению нормативного документа необходимо с полной ответственностью. Важно, чтобы и сам руководитель понимал суть финансовых и учетных процедур.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной организации.

Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика общественного объединения формируется в
соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя общественного объединения.

При этом утверждается:

С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.

Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.

Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.

Ситуация усложняется также и налоговыми органами.

Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.

Обращаем Ваше внимание на то, что такую систему можно сформировать только определив концептуальную основу учета, то есть то представление, понимание целей учета, исходя из которого, будет формироваться .

Предлагаемая концепция состоит в том, что приняв за основу систему бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (утрачивает силу с 1 октября 2005 года), адаптировать ее к утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», дополнить с учетом специфики деятельности некоммерческих организаций, и в конечном итоге получить схематически завершенную методику учета. Основным преимуществом такого подхода является использование базовой модели, ориентированной на учет движения целевых средств. То есть, отражение всех операций в учете смоделировано с точки зрения полноты и своевременного отражения формирования и использования таких средств.

Система бюджетного учета предусматривает наличие нескольких субсчетов для учета расходования средств:

200 расходы по смете;

210 расходы к распределению;

220 расходы по предпринимательской деятельности.

Данные субсчета в бюджетном плане счетов аналогичны счетам финансово-хозяйственной деятельности организаций номер 20 «Основное производство» , 25 «Общепроизводственные расходы» , и 23 «Вспомогательные производства» .

Наибольший интерес вызывает бюджетный субсчет 210 «Расходы к распределению». В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях». На этом субсчете учитываются расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно за счет того или иного источника финансирования. В конце отчетного периода эти суммы распределяются пропорционально занимаемым площадям, численности контингента или источникам финансирования.

Типичной ситуацией, когда необходимо применение такого счета, является ситуация при оплате за аренду помещений при наличии предпринимательской деятельности у некоммерческих организаций. Следует отметить, что при рассмотрении вопросов распределения затрат некоммерческих организаций при наличии предпринимательской деятельности, все чаще в литературе проводится аналогия с бюджетными организациями.

Итак, используя методику учета затрат, определенную для бюджетных учреждений и план счетов для хозрасчетных организаций, расходы к распределению в учете некоммерческих организаций следует отражать по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» .

Отрицательные разницы:

В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:

· регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

· добровольные имущественные взносы и пожертвования;

· выручка от реализации товаров, работ, услуг;

· дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

· доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

· другие не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

Кассовый метод учета поступлений денежных средств,

Совмещение методов при расходовании средств. Так денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.

В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.

Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:

Если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);

Если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.

Однако данный метод может быть применен только в случае:

Если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;

Если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.

Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения некоммерческих организаций, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

Бухгалтерский учет в НКО должен вестись с учетом понятий и положений, прописанных в его учетной политике. Учетная политика – это документ, в котором прописано, каким образом ведется бухгалтерский учет в организации. В соответствии с российскими законами учетная политика составляется организацией полностью самостоятельно, при этом, при ее составлении, нужно ориентироваться на ПБУ 1/98. Учетную политику составляет либо сам главбух, либо кто-то, кто ведет бухгалтерский учет. После этого документ должен утвердить руководитель. Основные понятия учетной политики прописаны в законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 29.07.2020) “О бухгалтерском учете” в статье 8.

Особенности составления учетной политики

В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации , в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.

Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.

Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:

  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
  • Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
  • Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
  • ПБУ 1/98.

Что необходимо отразить в учетной политике

В учетной политике НКО необходимо отразить следующие моменты:

  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов;
  • состав регистров бухгалтерского учета и внутренних бухгалтерских документов;
  • в учетной политике должно быть прописано, каким образом в организации будет проводиться инвентаризация. Это касается инвентаризации, как активов организации, так и ее обязательств;
  • также нужно решить вопрос, каким образом будут оцениваться эти активы и обязательства;
  • в учетной политике необходимо прописать правила документооборота и как будет обрабатываться учетная документация;
  • каким образом будут контролироваться хозяйственные операции;
  • прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в организации.

Требование к содержанию учетной политики

Учетная политика должна соответствовать следующим критериям:

  1. требование полноты. Абсолютно все хозяйственные операции в организации должны быть отражены в бухгалтерском учете;
  2. требование своевременности. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации должны отражаться вовремя;
  3. требование осмотрительности. Это значит, что в бухгалтерском учете активы не должны быть завышены, а пассивы не должны быть занижены;
  4. требование приоритета содержания перед формой. Это значит, что в бухгалтерском учете хозяйственные операции необходимо отражать исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  5. требование непротиворечивости. Данный пункт означает, что данные аналитических счетов должны соответствовать данным синтетических счетов. Это касается оборотов и остатков по счетам;
  6. требование рациональности. Это значит, что бухгалтерский учет должен вестись рационально.

Также при составлении учетной политики необходимо принять ряд допущений:

  • допущение имущественной обособленности. Это значит, что активы и обязательства организации и ее собственников существуют отдельно друг от друга, а также от активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывной деятельности. То есть планируется, что организация будет существовать и вести свою деятельность достаточно долго;
  • допущение последовательности применения учетной политики. Это значит, что учетная политика должна применяться последовательно год за годом;
  • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это значит, что хозяйственные операции относятся к тому моменту времени, в котором они возникли и не зависят от момента поступления денежных средств, которые относятся к этим хозяйственным операциям.

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: