Взаимоотношения экономики и государства. Отношения государства и экономики

ся частью или институтом экономической сферы. Оно принадлежит к политической сфере жизни общества и представляет собой организацию политической власти общества. В этом качестве государство - определенная система институтов политической власти. Опираясь на право и принудительную силу, оно реализует совокупность функций но организации жизни всего общества, защите его интересов и обеспечению безопасности страны. Независимо от этапа развития, форм правления (монархия, республика), форм государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и типа государства, оно призвано поддерживать устойчивую жизнь общества, его жизнедеятельность, защищать интересы страны как единого целого.

Деятельность государства реализуется через разнообразные внутренние и внешние функции, только часть из которых в той или иной степени связаны с экономикой. Функции государства по решению внешнеполитических задач, поддержанию обороноспособности, охране порядка, созданию и развитию культуры и т.д., хотя и требуют затрат экономических ресурсов, по своей сути являются неэкономическими функциями и направлениями деятельности государства.

Одним из основных направлений деятельности государства в любом обществе является выполнение им собственно экономических функций, прямо направленных на создание условий для эффективной деятельности субъектов экономики и национальной экономики в целом, рост благосостояния населения, повышение конкурентоспособности и обеспечение экономической безопасности страны. Эти функции государства связаны непосредственно с экономическими интересами людей (налоговая функция, регулирование трудовых отношений, формирование и использование бюджета и т.п.) и реализуются государством присущим ему способом - через систему государственного управления, включая принятие законодательных актов и контроль за их исполнением, создание и реформирование государственных институтов и т.д. В ходе выполнения своих функций государство реализует цели национальной экономики : обеспечение жизнедеятельности страны и ее населения; обеспечение национальной безопасности, включая экономическую безопасность страны; сохранение единого государства; повышение конкурентоспособности страны и отстаивание ее экономических и политических интересов в мире. В этом качестве оно выступает необходимой составной частью экономических процессов, особым субъектом экономики. Государство присущими ему способами и методами независимо от этапа развития осуществляет организацию деятельности всей страны, направленную на достижение целей государства и национальной экономики, и эффективную деятельность всех субъектов экономики.

Экономическая роль государства в обществе обеспечивается не только экономическими функциями, но и всей совокупностью форм и методов его деятельности, прямо или косвенно затрагивающих деятельность субъектов экономики и их экономические интересы. Она осуществляется через основные направления взаимодействия государства и экономики.

Основные направления взаимодействия государства и экономики. Во-первых, при прямом участии государства и его институтов разрабатываются основные направления стратегии развития национальной экономики и формируется экономический курс страны. Разработка и принятие концепции развития страны и ее конкретизация в соответствующих документах - важнейший этап и направление деятельности государства. При разработке экономического курса опираются как на теоретический анализ содержания и особенности национальной экономической системы, так и на оценку этапа развития страны, существующих внешних и внутренних условий ее дальнейшего прогресса. Это служит в конечном счете основой для разработки не только экономической стратегии и политики государства, но и методов и форм государственного управления экономикой.

Во-вторых, это одно из ключевых направлений экономической деятельности государства - определение форм и содержания его экономической политики. Характер национальной экономической системы в решающей степени определяет совокупность форм экономической политики и приоритеты тех или иных ее форм. В условиях смешанной экономики при определяющей роли рыночных отношений приоритет имеют формы экономической политики, ориентированные на регулирование и взаимодействие с рыночными отношениями. Центральной проблемой при этом является поиск оптимального сочетания роли рынка и государства в обеспечении развития экономики. При определении формы и содержания экономической политики большое значение также имеет соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач, которые приходится решать государству на этапах своего развития.

В-третьих, институциональное обеспечение деятельности экономики - направление экономической деятельности государства, которое вытекает из природы организации государственной власти в стране, закрепленной в ее Конституции. Государство само по себе является сложным институциональным организмом. Роль и функции конкретных органов государственной власти в отношении экономики предопределены их статусом в системе органов власти. Правовая база воздействия государства на экономику в Российской Федерации обеспечивается органами законодательной власти. На федеральном уровне в России они представлены Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ. Система федеральных органов исполнительной власти в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств в России осуществляет практическую деятельность: по нормативному правовому регулированию экономики; контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами законов и других нормативных актов; оказанию государственных услуг; управлению государственным имуществом. Эти и ряд других функций, закрепленных в положениях о соответствующих министерствах и ведомствах, создают сложную систему институтов государственной власти, которая, включая органы государственной власти па уровне регионов, а также муниципальное самоуправление, служит институциональному обеспечению экономической роли государства наряду с другими функциями системы органов власти. При этом особо важное значение для экономики имеет правовое оформление экономических решений и распределение экономических правомочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.

В-четвертых, на основе второго и третьего направлений развивается направление определения методов и форм регулирования экономики. Соотношение прямых и косвенных, административных и экономических методов, определение приоритетных методов - важнейшее направление воздействия государства на экономику. Государство через систему методов и их регулирования в краткосрочном периоде получает возможность активно влиять на соотношение спроса и предложения, технические требования к продукции, эффективность внешнеэкономической деятельности и т.д.

Последнее направление - прямое государственное участие в экономической деятельности в различных формах. Это, прежде всего, участие государства в распределении и перераспределении государственного бюджета: за его счет осуществляется государственная закупка товаров и услуг, производятся трансферты, обеспечивается создание общественных благ и т.д. Одной из форм участия государства в экономической деятельности является его участие в собственности акционерных обществ, а также создание при его прямом участии государственных фондов, объединений, институтов развития и т.д. В современных условиях это направление находит выражение в различных формах государственно-частного партнерства.

Направления, по которым реализуется экономическая роль государства, представляют собой в каждой национальной экономике определенную систему, которая в конечном счете связана с типом национальной экономики, этапом ее развития, особенностями политики государства. В широком смысле слова роль современного государства заключается в осуществлении экономической политики. Через нее реализуется экономическая стратегия государства, создаются условия для долгосрочной конкурентоспособности страны, ее безопасности и защиты экономических интересов.

Роль государства в узком смысле сводится к регулированию экономики , т.е. воздействию на экономические процессы с помощью разнообразных инструментов (налоговое, техническое, денежное, внешнеэкономическое и прочие виды регулирования) и методов.

Функции государства в экономике. Через направления реализации роли государства в экономике осуществляются его функции. Возможна различная классификация функций государства в экономике, однако определяющими являются микроэкономические и макроэкономические.

Микроэкономические функции сводятся к поддержке рыночно-конкурентной среды экономики, снижению всевозможных барьеров входа на рынки, ограничению монополизма. Макроэкономические функции призваны обеспечивать макроэкономическую стабильность и экономический рост; совершенствование институционально-организационной и отраслевой структуры экономики с целью ее эффективного функционирования; создание необходимых условий для роста уровня благосостояния граждан и реализации принципов социальной справедливости.

Данные функции должно выполнять государство как в развитых рыночных экономиках, так и в экономиках с развивающимися рынками. Однако степень и формы их реализации различаются. В целом специфика функций государства в условиях трансформации связана с общей слабостью государства, неупорядоченностью его места в экономике, особой остротой социально-экономических проблем, неразвитостью институтов, гражданского общества и правового государства, недостаточным учетом специфики национальной экономики.

Введение

Мировая экономическая практика в конце ХХ века пришла к бесспорному выводу, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Видимо, именно такое понимание места и роли государства в экономической жизни нации заставило известного экономиста Луиса Малкерна сказать: «По-моему мнению, для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике.»

Однако отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. С известной долей условности можно выделить пять моделей взаимоотношений государства и экономики, обусловленных конкретным состоянием общества, уровнем развития его производительных сил.

Классическая модель взаимоотношений экономики и государства

Главными представителями классической экономической теории были Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Джон Стюарт Милль. Суть этой модели заключалась в представлении о том, что экономическая система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а следовательно, потребитель.

Рыночная система способна саморегулироваться и обеспечить полное и эффективное использование имеющихся ограниченных ресурсов общества. Это осуществляется с помощью таких рычагов рыночного регулирования как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, - с другой. Действуя совместно, эти два механизма регулирования превращают полную занятость и полное использование ограниченных ресурсов в объективную неизбежность. Экономика таким образом способна развиваться «сама по себе», без вмешательства извне. Так, А. Смит считал, что система цен - это такой механизм, который накладывает строгие правила на участников экономического процесса, определяет то или иное их поведение. Причем это делается автоматически, без центрального руководства или коллективного решения. Именно система цен способна сочетать преследование частного интереса с достижением общественных целей. Эгоистический частный интерес действительно может сочетаться с интересами общества. Рыночная экономика, не управляемая никакой коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо: он платит те цены, которые с него спрашивают, выбирает то количество товаров, которое нужно ему, исходит из наибольшей своей выгоды. Однако совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены, каждый покупатель подчиняется этим ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, «невидимая рука» рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Эта же «невидимая рука», рыночный автоматизм способен оптимизировать и распределение остальных ресурсов. Словом, только рынок способен реализовывать идею «очевидной и простой системы естественной свободы.» Отсюда вывод: никакого вмешательства в экономику, ибо это вредно, так как ломается естественный порядок; «пусть идет как идет» - laissez faire - laissez passez. Вмешательство государства нежелательно, т.к. это уводит экономику с пути наибольшей эффективности. Жан-Батист Сэй для того, чтобы раскрыть механизм саморегулирования выдвинул идею: сам процесс производства товаров и услуг создает доход в точности равный стоимости произведенных товаров. Это значит, что производство автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всех произведенных благ и услуг. «Предложение рождает свой собственный спрос» - таков лозунг Сэя, получивший статус Закона Сэя.

Общественные пропорции регулируются рыночными механизмами, такими как ставка процента, цена, заработная плата, конкуренция. Отклоняясь вверх и вниз, эти механизмы диктуют соответствующее поведение субъектов рынка и ведут экономику по пути сбалансированного развития и полной занятости. Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Джон Стюарт Милль делает заключение о том, «что общим практическим принципом должно быть laissez faire и любой отход от него, кроме каких-то соображений высшего порядка, является несомненным злом.» Поэтому государству отводилась роль «ночного сторожа», главными экономическими функциями которого были охрана собственности и сбор налогов.

Идеи классиков, в частности идея Сэя, что производство создает само свой спрос, более 100 лет считалась в экономической теории истинной в последней инстанции. По мнению Дж. Гэлбрейта, принятие или неприятие человеком теории Сэя до 30-х годов ХХ века на Западе было основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков.

Представление о государстве как о «ночном стороже» во многом были обязаны существовавшим в конце ХУ11 - начало ХХ векасоциально-экономическим условиям становления и развития свободно-предпринимательского капитализма и эпохи свободного рынка. Социально-экономической основой того периода была мелкая частная собственность на основные ресурсы производства, экономические связи между субъектами осуществлялись через свободный, конкурентный рынок. Основными признаками этого рынка были:

  • - наличие большого количества продавцов и покупателей;
  • - цены на товары и услуги устанавливались за спиной товаропроизводителей, в зависимости от сложившегося спроса и предложения;
  • - не существовало никаких препятствий для вхождения в рынок;
  • - производимая продукция была более-менее однородной, не сложной и не существовало преимуществ крупномасштабного производства;
  • - все участники рынка располагали нужной информацией и одинаково хорошо ориентировались в мире бизнеса.

В этих условиях рынок действительно вполне справлялся с регулирующими функциями и государство могло позволить себе ограничить свою деятельность лишь тем, что зорко следить, чтобы никто и ничто не мешало процветанию рынка.

Начиная с конца Х1Х века под воздействием изменений, которые происходят в материальном производстве, постепенно расширяются и экономические функции государства. Речь идет об усилении процессов концентрации и централизации производства, углублении и ужесточении конкурентной борьбы, усложнении экономических связей и обострении социальных проблем. В этих условиях государство вынуждено брать на себя ряд новых функций и начинает активно вмешиваться в экономические процессы. Обострение социальных проблем и усиление экономических противоречий привело к тому, что в 1917 году произошла социалистическая революция в России. Возникла новая социально-экономическая система, которая коренным образом изменила взаимоотношения государства и экономики, появилась Марксистская модель.

Если право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия её функционирования.

Во-первых , государство выполняет фунцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых , оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих , государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивает целостность экономической системы страны(например, государственный бюджет).

В-четвёртых , с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникаяющим в рыночной экономике.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем:

Во-первых , государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю.

Во-вторых , огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик (ни одно предприятие не может обанкротиться, только государство). Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя.

В-третьих , чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишнем административном заурегулировании экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоение целинных земель... Но теневой стороной подобных «достижений» становится снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека...

Признаки государства.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

Проф. Корельский выделяет 4 основных признака:

1. Территориальная оранизация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип (в догосударственном обществе) организации населения потерял свое значение. На смену - территориальная организация. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распраняется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданых или граждан государства. От негосударсвтенных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распраняет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная(государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном составе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения(государственный аппарат). Олицетворенный в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

3. Государственный суверенитет. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в её верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее власной силы, которая распраняется на всё население, все партии и общественные организации; б) её прерогативы (государственная власть может отменить всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у неё таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьмы).

Самостельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её выражается в её исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняя их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности праву и формируется демократическое правовое государство.

Сущность государства.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являет власть , ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Теория элит - народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, государственная власть должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определить действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина - первоисточником и первоносителем власти является народ, государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория - политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляет свою диктатуру, т.е. власть, не ограничивается законом и опирается на силу, на принуждение. Используется этот подход для характеристики различных государств теоретически неверно. Классовый характер - сущностная сторона государства, его основное начало. Но деятельность государства, обусловлена классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия, а достижения общественного компромисса. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал (классового и общесоциального). Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

Сущность государства заключается в том, что оно есть такая форма организации публичной власти в социально-дифференцированном (неоднородном) обществе, которая обеспечивает социальное управление на основе согласования, координации интересов различных групп и слоёв населения. Но его сущность как средства согласия и социального компромисса проявлялась не всегда столь отчётливо и рельефно.

Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики:

Выполняет функцию защиты страны от нападения извне, тем самым охраняя экономическое пространство внутри страны;

Обеспечивает единство общества и его относительную стабильность, как необходимые предпосылки нормального функционирования и развития экономики;

Выступает субъектом экономических отношений, беря на себя некоторые экономические функции. Например, обеспечение стабильного денежного обращения; формирование бюджета, финансирование образования, здравоохранения и т. д.)

Виды государственного регулирования в зависимости от функций предпринимательской деятельности:

Регулирование, связанное с рыночными отношениями (установление юридического лица, разрешение на виды предпринимательской деятельности, закрытие предприятий);

Регулирование процесса строительства заводов, фабрик и т.д.;

Регулирование производственной деятельности (производственное оборудование и производственный процесс, объем производства, технология производства, цена, показатель качества и упаковка продукта и др.);

Регулирование торговых операций (цена, количество, условия ликвидации задолженностей, торговые партнеры, район торговых операций, метод торговых операций и т.д.);

Регулирование транспортировки и хранения товаров;

Регулирование, связанное с управлением кадрами и трудом (занятость, зарплата, благосостояние, обучение и переподготовка кадров и др.);

Регулирование, связанное с управлением финансами (создание фондов, использование фондов, управление финансами и налоговая деятельность, управление регистрацией на бирже ценных бумаг, и др.).

Государственное регулирование в сфере экономики, равно как и в других сферах, имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

Субъективные факторы: общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы.

Объективные факторы: оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо указать на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений (жестко централизованные, плановые, рыночные, смешанные и пр.); уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения и пр.



2. Соотно­шение государства, права и экономики в различных социальных системах

Типы социальных систем: социальные системы с рыночной экономикой; 2) социальные системы с администра­тивно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики); 3) соци­альные системы со смешанной экономикой.

Особенности взаимоотношений права и экономики в пределах социальной системы с рыночной экономикой

Характерные особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования исторически сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключаются в следующем:

а) установление преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;

б) минимальное вмешательство государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;

в) органичное сочетание административно-правовых с финансовыми и иными "либеральными" средствами воздействия государства на экономические отношения;

г) сосредоточение в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств;

д) полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем;

е) доминирование частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.

Особенности взаимоотношений права и экономики в пределах социальной системы с административно-командной экономикой

Общая схема соотношения права и экономики выглядела следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, поли­тика - концентрированное выражение экономики. Основные принципы административно-командной экономики:

Господство государственной собственности (все экономические ре­сурсы находятся в государственной собственности, государственная мо­нополизация экономики) над всеми другими формами собственности;

Отсутствие самостоятельно хозяйствующих субъектов, что влекло за собой производство товаров, не пользующихся спросом, замораживание капитальных вложений и нежелание внедрять новейшие технологии;

Управление экономическими процессами преимущественно команд­но-административными методами без учета объективных экономических законов - прямое государственно-правовое вмешательство;

Нормативные акты не допускали эксплуатацию человека человеком, но они фактически допускали эксплуатацию человека государством;

В соответствии с идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком ответственной, что­бы передать ее решение самим непосредственным производителям;

Объявление плана законом: принудительное монопольное производ­ство и принудительное распределение, что исключает свободные рыноч­ные отношения между отдельными хозяйствами;

Чрезмерная централизация управления экономикой неизбежно при­водила к бюрократизации и разрастанию государственного аппарата;

Отличительной особенностью распределения материальных благ и услуг являлось привилегированное положение партийно-государствен­ной элиты;

Отношения между государством и другими субъектами экономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямого указания - подчинения. Взаимоотношения между государственными органами и экономическими структурами регулируются в первую очередь, соответственно, не с помощью норм гражданского или коммерческого, а административного и иных, ему подобных по характеру отраслей права.

Административно-командная система, оставаясь на позициях пренебрежения экономических законов, создала систему социальных гарантий (которые с большим успехом были использованы в капитали­стических государствах), пенсионное обеспечение, бесплатное образо­вание, здравоохранение, система социальных пособий, выплат и т.д. Социальная защищенность граждан создавала видимость всеобщего бла­гополучия, социального равенства и справедливости. Но справедливость данной системы нарушалась на стадии распределения, поскольку фак­тически это выглядело как перераспределение в пользу господствующей элиты.

Особенности взаимоотношений права и экономики в пределах социальной системы со смешанной экономикой.

Социальные системы со смешанной экономикой получили свое рас­пространение в середине XX в. и отражали реальные изменения в социально-экономической жизни и связаны прежде всего с усилением роли государства в экономике.

Основной чертой социальных систем со смешанной экономикой:

Распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок (т.е. в рыночных отношениях), но при существенной роли госу­дарственных органов власти и управления, которые: 1) определяют правовую основу владения имуществом и функциониро­вания рынков, регулируют экономическое поведение, устанавливая под­робные правила деятельности предприятий; покупают и производят товары и услуги, такие, как оборона, образо­вание, дороги и т. д.; 2) осуществляют социальное обеспечение граждан; 3) финансируют себя посредством налогов и займов, таким образом, влияя на цены, процентные ставки, производство; 4) осуществляют контроль над налогами и государственными расходами и реализуют компетенцию в контроле за количеством денег в экономи­ке, тем самым внося коррективы в колебания экономического цикла;

Соотношение права и экономики определяется сле­дующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регули­рования является достойное существование всех членов общества. Пра­во - это средство достижения социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

В разных странах и регионах складываются различные мо­дели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга особенностями национального рынка и государственного регулирования. Россия се­годня представляет собой социальную систему со смешанной экономи­кой, наиболее существенными чертами и особенностями которой являются:

Постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;

Утрата монополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности;

Изменение методов государственного воздействия на экономические отношения;

Постепенное вытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами;

Резкий отход правительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности;

Последовательная переориентация экономических и государственных структур с общенациональных приоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерскими отношениях;

Усиление роли налогов и налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия государственных структур на общество и на экономические структуры;

Быстрое возрастание значения финансового, гражданского, коммерческого, налогового, банковского и иных отраслей права, непосредственно связанных с развитием экономики.

Несмотря на то, что в переходный период экономическая сфера деятельности государства постепенно сужается, в целом его роль в регулировании данного процесса не должна снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.

Условия, определяющие взаимное влияние экономики, государства и права на современном этапе:

- глобализация мировой экономики;

Углубление экономического кризиса;

Ускорение научно-технического прогресса и влияние высокотехнологичных отраслей экономики на изменение структуры и содержания публичных и частных интересов;

Актуализация выбора между усилением государственного контроля за развитием экономики и отказом от прямого воздействия на экономику, ограничением правового регулирования задачей обеспечения условий для её свободного развития.

Главная цель государственного регулирования экономики на современном этапе – обеспечение рационального хозяйствования, гармонизация публичных и частных интересов путем гарантии равноправия всех форм собственности, максимальное использование достижений научно-технического прогресса, развитие высокотехнологичных отраслей и социально ориентированного рынка.

ЛИТЕРАТУРА:

Алпатов А.А. О соотношении права и экономики// Государство и право. 2012. № 1.

Авдийский В.И., Павликов С.Г. О соотношении экономики и права и тенденциях конституционно-правового регулирования экономических отношений // Государство и право. 2014. № 11.

Баев В.Г., Марченко А.Н. Государственный строй как система экономических и политико-правовых отношений: к вопросу о взаимовлиянии экономики и права// «Современное право». 2010. № 12.

Вольский А.И. Власть, предпринимательство и право - противоречия на современном этапе развития экономики России// Право и экономика. 2005. № 2.

Грачев В.С. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства// История государства и права. 2007. № 8.

Ершов В.В., Ашмарина Е.М., Корнев В.Н. Экономическое право и экономическая теория// Государство и право. 2015. № 1.

Иванов А.А., Эриашвили Н.Д. О некоторых подходах к установлению взаимоотношений государства, права и экономики// Закон и право. 2011. № 10.

Карпов С.С. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства// закон и право. 2011. № 12.

Малько А.В., Ревина С.Н. Теория права и рынок// Государство и право. 2008. № 8.

Петухова А.В. Современное видение проблемы соотношения понятий «право» и «экономика»// «Современное право». 2009. № 9.

Раманкулов К.С. Власть и право в экономическом механизме: соотношение и функциональные связи// Правоведение. 2006. N 5.

Ревина С.Н. О неотвратимости юридической ответственности в сфере рыночных отношений// Юрист. 2005. № 5.

Соколов Э.Д. Некоторые вопросы правового регулирования бюджетной деятельности государства// Государство и право. 2008. № 5.

Фоков А.П. Суд. Экономика. Право. Проблемы теории и практики// Российский судья. 2004. № 10.

Фролова И.В. Институт хозяйственных систем как предмет изучения экономики и юридической науки// Современное право. 2005. № 10.

Хайек.Ф.А. Дорога к рабству// Вопросы философии. 1990. №. 12.

Шишкин С.Н. Пути совершенствования правового обеспечения государственного регулирования экономики// Государство и право. 2012. № 4.

ГЛАВА 25

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до того времени, пока будет государство. Это один из вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

Естественно, он по-разному встает и перед каждым типом государства. Совершенно по-иному он решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При этом дело заключается не только и даже не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разных типе и характере. Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей – рабов. Экономика феодального общества и государства ориентировалась на полубесправный крепостной труд.

Решение проблем соотношения государства и экономики может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.

В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении государства и экономики на общетеоретическом уровне решается далеко не однозначно. В одних случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой, в других, наоборот, - государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет. Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство.

Проблема соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не тольков общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане, применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.

Анализ данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом, плане - задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы. Однако тема по-прежнему остается актуальной. Причин тому много. Главные из них применительно, например, к современному российскому государству, праву и экономике - обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта с целью нахождения наиболее оптимальных путей и форм их взаимодействия.

Исходными посылками при этом, так же как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики в исторически различных социальных системах, являются следующие:

Первое. Государство и экономика - это сложные, многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы. Бытующее в отечественной и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство - это «чисто» надстроечное, а экономика - «чисто» базисное явления в данном случае не «срабатывает». Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных - экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление, причем во всех без исключения странах. В практическом плане это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сферах политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

Второе. При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.

В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Германии, Франции, Японии и других высокоразвитых в промышленном отношении стран.

Третье. Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе - это не пассивный, а весьма активный процесс. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике.

Мы не будем останавливаться на анализе взаимоотношений государства и экономики в условиях рабовладельческого, феодального, или социалистически-планового хозяйствования. Для того чтобы завершить рассмотрение этой темы, мы лишь вкратце охарактеризуем особенности взаимоотношения государства и экономики в условиях рыночных буржуазных отношений. Итак, в рыночной, социально-ориентированной среде:

а) между государственными и рыночными структурами устанавливаются преимущественно партнерские отношения;

б) вмешательство государства в экономику минимально;

в) государство органично сочетает административно-правовые и «либеральные» средства воздействия на экономические отношения;

г) государство располагает лишь минимальными, объективно необходимыми для поддержания своего функционирования материальными средствами;

д) в руках государства полностью сосредоточены финансовая и налоговая системы;

е) частная собственность доминирует над государственной и всеми другими формами собственности.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: