Виды аудита и пр. Аудит и аудиторская деятельность

обязательный аудит документация оценка

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. На основании и во исполнение указанного Закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

В Законе "Об аудиторской деятельности" определена сфера аудита - проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели.

В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Обязательный аудит - это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Причины необходимости проведения обязательного аудита.

  • 1. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и / или юридических лиц - это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Работники указанных организаций не всегда умеют квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. В случае аудита таких экономических субъектов аудитор выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в деятельности экономического субъекта, но не вполне квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности.
  • 2. Устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большой объем выручки от реализации, размеры имущества, государство таким образом организует контроль деятельности этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

С точки зрения развития аудита в научной литературе выделяют три функции аудита: подтверждающую, системно-ориентированную и функцию аудита, базирующуюся на риске.

Подтверждающая - характеризуется тем, что при проведении проверки аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры.

Так как аудит - это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированная - предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, - это такой аудит, когда проверка может производиться выборочно, в основном - узких мест (критических точек) в работе предприятия. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки зрения затрат проверку.

В зависимости от объекта изучения в практической деятельности принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный.

Финансовый аудит (или аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др.

Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес - планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит - это аудит, который впервые проводится на данном предприятии (организации).

Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

Данная классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.

Исходя из приведенной классификации, целесообразно рассмотреть цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту, цель и основные задачи которого сформулированы в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Цели и задачи аудита

В п.3 ст.1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" отмечено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии с этой целью и на основании п.7 ст.9 Закона: "Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности". Можно сформулировать следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита.

  • 1. Формулирование принципов подготовки плана и программы аудита.
  • 2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.
  • 3. Формулирование принципов документирования аудита.
  • 4. Формулирование требований к форме и содержанию рабочей документации аудита.
  • 5. Определение порядка составления и хранения рабочей документации.
  • 6. Определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств.
  • 7. По результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности отчетности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
  • 8. Другие задачи.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии. Она может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. При этом не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность либо в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско - правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

  • - все ли активы и пассивы отражены в отчете;
  • - все ли документы использованы в отчете;
  • - насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

Аудитор должен проверить:

  • - полноту выполнения решений собственников предприятия об изменении объема уставного капитала;
  • - тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса;
  • - полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей.

В процессе подготовки аудиторского заключения проверяются:

  • - соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;
  • - правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
  • - разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;
  • - обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на 1-е число каждого месяца.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

  • 1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации);
  • 2) обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
  • 3) законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат компании);
  • 4) оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны);
  • 5) классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана);
  • 6) разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);
  • 7) аккуратность (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге);
  • 8) раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним).

Как уже отмечалось ранее, аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием сопутствующих аудиту услуг.

Виды сопутствующих аудиту услуг

В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" (ст.1) аудиторские организации и аудиторы - предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать следующие сопутствующие аудиту услуги:

  • 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • 2) налоговое консультирование;
  • 3) анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  • 5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  • 6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • 7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  • 8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов;
  • 9) проведение маркетинговых исследований;
  • 10) проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • 11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  • 12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

В настоящее время сопутствующие аудиту услуги начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях. И это не случайно. Именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. Поэтому и был создан не имеющий аналога в международных аудиторских стандартах российский Стандарт "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним".

Целью Правила (стандарта) "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним" является установление видов услуг, которые могут оказывать аудиторы экономическим субъектам, кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности".

Для выполнения этой основной цели должны быть решены следующие задачи:

  • - определены и классифицированы сопутствующие аудиторские услуги;
  • - описан общий характер работ и услуг, сопутствующих аудиту;
  • - определены особенности оказания аудиторскими организациями сопутствующих аудиту работ, услуг и их оформления;
  • - выявлены особенности распределения ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании услуг.

Разработка стандартов требует от разработчиков определенных дефиниций. Согласно стандарту под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторами и аудиторскими организациями помимо обязательного аудита. Таким образом, четко разграничиваются услуги организаций, называемых консалтинговыми (оказывающих сходные аудиторским услуги), и услуги аудиторских организаций. Отличие это определяется наличием лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.

Выполнение сопутствующих аудиту услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в области аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, налогообложения, хозяйственного права, экономики.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать по принципу их совместимости с различными видами аудита следующим образом.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки по поручению государственных органов, в частности, относятся услуги по:

  • - оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • - тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
  • - тестированию персонала аудиторских фирм.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, в частности, относятся услуги по:

  • - проведению инициативного аудита;
  • - постановке бухгалтерского учета;
  • - улучшению ведения учета и составления отчетности, контролю ведения учета и составления отчетности;
  • - контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • - анализу хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;
  • - представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;
  • - проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, в частности аудиторских организаций; научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;
  • - компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;
  • - вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; информационному обслуживанию; консультационные услуги;
  • - экспертному обслуживанию;
  • - подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
  • - подбору и тестированию персонала аудиторских организаций и др.

К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки на основе критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов (см. также ст.12 Закона "Об аудиторской деятельности"), относятся услуги по:

  • - ведению бухгалтерского учета;
  • - восстановлению бухгалтерского учета;
  • - составлению деклараций по налогам;
  • - составлению бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги по их содержанию могут быть условно подразделены на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

Услуги действия - это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Услуги контроля - это услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; инициативный аудит; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. Информационные услуги - услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов"; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган).

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

Принятый в декабре 2008 г. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" ввел разделение понятий "аудит" и "аудиторская деятельность" (п. 2 ст. 1). Согласно закону "аудиторская деятельность (аудиторские услуги) деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами".

Основой аудиторской деятельности является аудит, представляющий собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

В международной практике существует иное определение аудита. Комитет Американской бухгалтерской ассоциации трактует это понятие следующим образом: "Аудит – это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям" .

Главная задача внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом аудит не заменяет государственный контроль над достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности, т.е. других форм финансового контроля, существующих в нашей стране на законных основаниях.

Под бухгалтерской (финансовой ) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральиым законом от 22.11.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами (п. 3 ст. 1 Закона № 307-Φ3).

Под достоверностью финансовой отчетности понимается степень точности ее показателей, позволяющая ее пользователю делать правильные выводы о финансовом, имущественном положении, результатах деятельности экономического субъекта и принимать на их основе обоснованные решения.

Принципы аудита

Принципы аудита представляют собой профессиональные этические требования и положения, которыми обязан руководствоваться аудитор в ходе своей деятельности и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.

В соответствии с Кодексом профессиональной этики аудиторов выделяют следующие основополагающие принципы аудита:

  • честность – аудитор должен быть последовательным и честным при оказании профессиональных услуг, следовать общим нормам морали;
  • профессиональная компетентность, должная тщательность – аудитор, выражая согласие на оказание услуг, должен быть уверен, что выполнит работу на высоком профессиональном уровне;
  • объективность – аудитор должен действовать справедливо, беспристрастно и не допускать предвзятости или давления со стороны;
  • конфиденциальность (аудиторская тайна) – аудитор обязан обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудита, и не использовать или разглашать эту информацию без специального разрешения клиента, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • профессиональное поведение – аудитор должен вести себя в соответствии с высокой профессиональной репутацией и воздерживаться от любых поступков, которые могли бы ее дискредитировать, соблюдать приоритет общественных отношений;
  • добросовестность – аудитор должен оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, внимательностью и надлежащим использованием своих способностей;
  • независимость – аудиторы, выполняющие задание по подготовке официального заключения, должны быть внешне и внутренне независимыми от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях;
  • законность – аудитор должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с применяемыми профессиональными правилами (стандартами) – регламентирующими документами.

Некоторые принципы аудита имеют настолько существенное значение для аудиторской деятельности, что закреплены отдельными положениями в законодательстве Российской Федерации. Статьи Закона № 307-Φ3 раскрывают следующие принципы аудита: аудиторская тайна (принцип конфиденциальности), независимость, правила (стандарты) аудиторской деятельности (регламентирующие документы).

В соответствии со ст. 9 Закона № 307-Φ3 установлены следующие положения по аудиторской тайне. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми он заключил трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных законодательством, за исключением:

  • сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его согласия;
  • сведений о факте заключения с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор и работники, с которыми заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные Законом № 307-Φ3, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством (например, при запросе органов прокуратуры). В этом случае передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам не является нарушением аудиторской тайны.

Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, и его работники, а также саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, обязаны обеспечить (сохранять) их конфиденциальность.

В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов потерпевшая сторона вправе потребовать от виновного лица (лиц) возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Независимость аудитора – один из принципов, заключающийся в обязательности отсутствия у него при формировании мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору па осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает.

Критерии определения независимости регламентируются ст. 8 Закона № 307-Φ3 и Кодексом профессиональной этики аудиторов , Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций .

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 307-Φ3 аудиторская проверка не может проводиться в следующих случаях:

  • 1) аудиторами, если они:
    • являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
    • состоят в близком родстве с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
  • 2) аудиторскими организациями:
    • руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
    • руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
    • в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
  • 3) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверке, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности физическим и юридическим лицам, – в отношении этих лиц.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются соответствующими договорами и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Сокрытие перечисленных обстоятельств зависимости является основанием для аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Кодекс профессиональной этики аудиторов устанавливает концептуальный подход к принципу независимости. Под независимостью подразумевается независимость мышления и поведения. Независимость мышления позволяет составить суждения, нс зависящие от влияния сторонних факторов, способных скомпрометировать профессионализм такого суждения, позволяющий лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства Российской Федерации . Независимость поведения – это избежание фактов или обстоятельств, настолько значимых, что разумная и информированная сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под сомнение порядочность, объективность аудитора или аудиторской организации.

Потенциальную угрозу независимости представляют личная заинтересованность, заступничество, близкое знакомство, шантаж. Личная заинтересованность проявляется в следующих случаях: существенная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от аудируемой организации; тесные деловые отношения с аудируемой организацией; возможность получения работы на ее предприятии и т.д.

Угроза заступничества образуется, когда аудитор или аудиторская организация отстаивает позицию или точку зрения аудируемой организации в такой степени, что это может отрицательно повлиять на объективность суждения аудитора или аудиторской организации или вызвать сомнения в их объективности. Это происходит, когда проверяющие ставят свое суждение в зависимость от желания аудируемой организации.

Угроза близкого знакомства возникает из-за тесных деловых отношений с аудируемой организацией, когда аудитор начинает с излишней симпатией относиться к ее интересам. Такая угроза может появиться в следующих случаях: если родственники аудитора являются должностными лицами аудируемой организации, а также ее работниками, занимающими должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита; существование длительных отношений между руководителем аудиторской проверки и аудируемой организацией; получение подарков или знаков гостеприимства существенной стоимости от аудируемой организации и т.д.

Угроза шантажа проявляется, когда угрозы со стороны Совета директоров, должностных лиц или работников аудируемой организации не дают аудитору исполнять свои обязанности объективно и с необходимым профессиональным скептицизмом.

Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций раскрывают позиции реализации концептуального подхода к соблюдению требований к независимости посредством рассмотрения конкретных обстоятельств и взаимоотношений, которые создают или могут создавать угрозы независимости; описывают потенциальные угрозы и виды мер предосторожности, которые могут быть уместными для устранения этих угроз или сведения их до приемлемого уровня, а также рассматривают конкретные ситуации, для которых не существует мер, которые могли бы свести угрозы независимости до приемлемого уровня.

Аудиторы обязаны сохранять свою независимость с учетом условий, в которых они работают, и предпринимать меры для устранения факторов, представляющих угрозу независимости, или свести их до приемлемого уровня.

Виды аудита и аудиторских услуг

В теории и практике аудита различают понятия "виды аудита" и "виды аудиторских услуг". Самая распространенная в российском аудите классификация принадлежит профессорам МГУ им. М. В. Ломоносова А. Д. Шеремету и В. П. Суйцу , в основу которой положены группировки следующих характеризующих признаков аудиторской деятельности: по категориям аудиторов, законодательству, частоте проверок, цели услуг, направленности работ и услуг (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Вид аудита

  • 1.1. Независимый
  • 1.2. Государственный
  • 1.3. Внутренний

2. По законодательству

  • 2.1. Обязательный
  • 2.2. Инициативный

3. По частоте проведения

  • 3.1. Первоначальный
  • 3.2. Повторяющийся (согласованный)

4. По цели

  • 4.1. Финансовый
  • 4.2. Оперативный
  • 4.3. На соответствие законодательству
  • 4.4. Специальный (работы по аттестации)
  • 4.5. Финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • 4.6. Налоговый
  • 4.7. Управленческий и т.д.

5. По направленности

  • 5.1. Общий
  • 5.2. Банковский
  • 5.3. Страховых организаций
  • 5.4. Инвестиционных институтов

Рассмотрение видов аудита лучше начинать с точки зрения отношения к организационной структуре аудиторской деятельности (рис. 1.4).

Исходя из этого подхода аудит может проводиться как внешними, так и внутренними аудиторами (отсюда следует классификация на внутренний и внешний аудит).

Внешний аудит

Если внутренний аудит – это организованная на предприятии (в организации) в интересах его (ее) собственников и регламентированная внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, то внешний аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по

Рис. 1.4.

проверке финансово-хозяйственного функционирования аудируемого лица, основанную на законодательной базе. Внешний аудит не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления хозяйствующим субъектом. Рассмотрим сходство и различие внешнего и внутреннего аудита (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита

Внешний аудит

Внутренний аудит

Регулирование

Государство

Орган управления, руководство предприятия

Независимость от тех, кого проверяют

Состоит в структуре управления

Формирование мнения о достоверности отчетности

Эффективность функционирования системы внутреннего контроля

Объем работ

Положение комиссии, отдела, должностная инструкция

Постановка

Определяется договором с клиентом

Определяется руководством исходя из потребностей управления

Средства

Определяются аудиторскими стандартами

Выбираются самостоятельно

Вид деятельности

Предпринимательская

Исполнительская

Организация

Внутрифирменные

стандарты

Выполнение конкретных заданий руководства

Взаимоотношения

Равноправное партнерство, независимость

Подчиненность руководству организации, зависимость от него

Квалификация

Регламентируется государством

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Ответствен

Перед клиентом и третьими лицами в соответствии с законодательством

Перед руководством за выполнение своих обязанностей

Методы могут быть одинаковы при решении одинаковых задач

Отчетность

Перед руководством

Таблица 1.4

Сходства и различия внешних аудиторов

Независимый аудитор

Аудитор Счетной палаты РФ

Регулирование

Государство: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Φ3 "Об аудиторской деятельности"

Государство: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";

Федеральный закон от 23.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"

Независимость от тех, кого проверяют, в соответствии со ст. 8 Закона № 307-Φ3, Кодексом этики аудиторов России

Независимость в соответствии со ст. 3 Закона № 4-ФЗ

Формирование мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации

Не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях – привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия но предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем

Объем работ и постановка задач

Определяется по договору

Определяется Счетной палатой и Федеральным Собранием РФ, запросами Президента РФ, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ

Средства

Определяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности

Определяются должностными инструкциями

Вид деятельности

Предпринимательская деятельность

Экспертная деятельность в области государственного финансового контроля

Организация работы

Определяется аудитором самостоятельно исходя из правил (стандартов) аудиторской деятельности

Выполнение конкретных заданий Счетной палаты РФ, Федерального Собрания РФ в соответствии с российским законодательством

Квалификация

Регламентируется государством, ст. 11 Закона № 307-Φ3

Регламентируется государством, ст. 9 Закона № 41-ФЗ

Оплата предоставленных услуг по договору

Начисление заработной платы по штатному расписанию Счетной палаты РФ в соответствии с российским законодательством

Ответственность

Перед клиентами, третьими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации

Перед Счетной палатой РФ, Федеральным Собранием РФ

Отчетность

Аудиторское заключение прилагается к финансовой отчетности

Отчет аудитора Счетной палаты РФ

По действующему законодательству различают обязательный и инициативный аудит. Обязательный проводится в случаях, установленных федеральными законами. Инициативный осуществляется по решению экономического субъекта.

Обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Закона № 307-Φ3 обязательному аудиту подлежит годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность следующих организаций:

  • 1) по организационно-правовой форме экономического субъекта: открытых акционерных обществ (независимо от числа акционеров и размера уставного капитала);
  • 2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • 3) но виду деятельности экономического субъекта:
    • кредитных организаций;
    • бюро кредитных историй;
    • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
    • страховых, клиринговых организаций и обществ взаимного страхования;
    • организаторов торговли;
    • негосударственных пенсионных или иных фондов;
    • акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерного, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • 4) организаций или индивидуальных предпринимателей, если выполняется любой из следующих финансовых критериев:
    • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.;
    • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.;
  • 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • 6) иных организаций в соответствии с действующим федеральным законодательством (приложение 1.2).

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Это требование законодательства существует с 2001 г. и означает, что индивидуальный аудитор проводить проверки для выражения мнения о степени достоверности финансовой отчетности не имеет права.

В акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью независимого аудитора утверждает общее собрание акционеров (учредителей). В организациях, имеющих в уставном (складочном) капитале долю государственной собственности или собственности субъекта РФ не менее 25%, а также в государственных унитарных предприятиях аудитора определяют по итогам открытого конкурса. В указанных организациях аудитора определяют путем размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Инициативный аудит

Соответствующими нормативными актами определены категории лиц, которые могут затребовать (инициировать) проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности в любое время (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Лица, имеющие право инициировать проверку

Нормативный акт, определяющий права категорий лиц

Открытое и закрытое акционерные общества

Статья 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

Собрание акционеров, совет директоров, ревизионная комиссия общества, акционеры, владеющие не менее 10% голосующих акций

Общество с ограниченной ответственностью

Статья 48 Федерального закона от 08.02.1998 Ха 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"

По требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Статья 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Орган, осуществляющий полномочия собственника, и другие уполномоченные органы

Расходы на проведение такой проверки должен нести инициатор, за исключением случаев, когда собранием общества будет принято решение о включении таких затрат в расходы организации либо такая норма содержится в учредительных документах.

Цели и задачи инициативного аудита определяются по согласованию сторон и закрепляются в договоре.

Частота аудиторских проверок

По частоте проведения выделяют первоначальный и повторяющийся (согласованный) аудит. Этот признак классификации рассматривается с позиций аудиторской организации. Первоначальным называется аудит финансовой отчетности, который данная аудиторская организация проводит у аудируемого лица впервые. В этом случае аудитору необходимо ознакомиться с деятельностью организации более подробно, для того чтобы правильно понимать и интерпретировать финансовохозяйственные операции. Если аудиторская организация ранее проводила аудит финансовой отчетности у конкретного экономического субъекта, такой аудит называется повторяющимся (согласованным ).

Виды сопутствующих услуг

Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) помимо непосредственно аудиторских проверок могут осуществлять иную предпринимательскую деятельность. Оказание таких услуг также требует от исполнителей профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета и налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа и других разделов экономики. Система правового регулирования аудита в целом и сопутствующих услуг в частности находится в процессе постоянной эволюции. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" (утв. постановлением Правительства РФ от 25.08.2006) иод сопутствующими аудиту услугами понимаются обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Сравнительная характеристика аудита и сопутствующих аудиту услуг

ВАЖНО!

Поскольку сопутствующие услуги не являются аудитом, аудитора, выполняющего их, называют исполнителем.

Порядок осуществления сопутствующих услуг установлен федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ФПСАД):

  • № 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности";
  • № 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации";
  • № 31 "Компиляция финансовой информации".

Исполнитель должен руководствоваться теми же методами, что и в случае выражения аудитором мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Обзорная проверка – это совокупность определенных процедур, которые следует провести для достижения уверенности, что проверенная информация не содержит существенных искажений. Процедуры, используемые при проведении обзорной проверки, могут быть идентичны аудиторским процедурам.

Цель проведения обзорной проверки, вытекающая из ФПСАД № 33, заключается в выявлении обстоятельств, искажающих достоверное представление о положении дел хозяйствующего субъекта.

Задача обзорной проверки – количественное определение влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с применимыми правилами бухгалтерского учета и составления отчетности.

В отличие от аудита обзорная проверка чаще всего ограничивается запросами хозяйствующему субъекту и выполнением аналитических процедур. Такие действия обеспечивают меньшую уверенность в достоверности его финансового положения.

В ходе проведения обзорной проверки обнаружение возможных существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности менее вероятно по сравнению с аудитом, и уровень уверенности, выраженный в заключении но обзорной проверке, ниже уровня, предоставляемого в аудиторском заключении.

Результат обзорной проверки оформляется в форме заключения, выражающего мнение исполнителя о достоверном отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения и результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта (безоговорочно положительное, с оговоркой или отрицательное).

Согласованные процедуры касаются отдельных показателей финансовой информации или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. Такими показателями зачастую выступают дебиторская или кредиторская задолженность, расчеты со связанными сторонами, объем реализации, прибыль и т.д. Согласованные процедуры могут быть проведены в отношении только одной из форм бухгалтерской отчетности, например по отчету о движении денежных средств.

К согласованным процедурам также относится проверка прогнозной финансовой информации . Под прогнозной финансовой информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта. Она может оказываться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетности данного экономического субъекта.

Для качественного выполнения этой работы исполнитель осуществляет следующие процедуры: запросы и анализ, пересчет, сравнение, наблюдение, инспектирование и получение подтверждений.

Отчет предоставляется только сторонам, давшим свое согласие на проведение указанных процедур, так как другие стороны, нс знающие причин их проведения, могут неверно истолковать их результаты.

Исполнитель не выражает мнение о достоверности финансовой информации, он только составляет отчет по выполненным процедурам. Заказчики указанных процедур сами дают оценку фактам, указанным в отчете, и делают соответствующие выводы.

Термин "компиляция" происходит от англ. compilation – "объединение, составление". Одно из значений данного термина – преобразование какой-либо информации, не принадлежащей обработчику, в иную форму, более понятную или приемлемую для заказчика услуг.

Компиляция финансовой информации означает ее сбор, классификацию, обобщение (консолидацию) или трансформацию. Консолидированная бухгалтерская отчетность формируется путем объединения данных взаимосвязанных организаций. Под трансформацией в данном случае понимается преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с законодательством России, в иные формы, например по Международным стандартам бухгалтерской отчетности (МСФО).

Выполняемые процедуры требуют определенных знаний в области только бухгалтерского учета, не предназначены для выражения мнения и заключаются в помещении имеющихся сведений в удобную для понимания и управления форму без проведения каких-либо проверок финансовой информации. Исключение составляют случаи, когда исполнителю заранее известно, что финансовая информация, являющаяся объектом оказываемых услуг, неполная или неверная, т.е. способна ввести пользователя в заблуждение. Если руководство хозяйствующего субъекта отказывается предоставить дополнительную информацию, аудиторская организация отказывается от выполнения договора.

ВАЖНО!

На скомпилированной финансовой информации должна быть надпись: "без проведения аудита".

Для компиляции финансовой информации аудитору необходимо общее понимание характера финансово-хозяйственных операций лица, заключившего договор, порядка совершения операций и их отражения в бухгалтерском учете.

В обязанности аудитора, как правило, не входит выполнение следующих процедур:

  • направление запросов руководству лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг, в целях оценки надежности и полноты предоставленной информации;
  • проведение оценки средств и системы внутреннего контроля;
  • проверка полученных разъяснений и т.д.

Однако пользователи компилированной финансовой информации получают некоторые преимущества от привлечения аудитора, поскольку услуги предоставляются с профессиональной компетентностью и добросовестностью.

Рассматривая надежность составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, выделяют следующие уровни уверенности аудитора о содержании в финансовой информации существенных искажений:

  • при проведении аудита – разумный, но не абсолютный уровень (позитивная разумная уверенность);
  • при проведении обзорной проверки – ограниченный уровень уверенности (негативная уверенность);
  • при проведении согласованных процедур – без обеспечения уверенности;
  • при проведении компиляции – нс выражается никакой уверенности.

Виды прочих услуг

Аудиторская организация может оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, что предусмотрено п. 7 ст. 1 Закона № 307-Φ3. К данным услугам, в частности, относятся:

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, налоговых и таможенных правоотношениях, органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • оценочная деятельность;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные услуги не являются аудиторскими в смысле Закона № 307-Φ3, определяются как прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью, и могут оказываться неаудиторами.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона № 307-Φ3 аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных данным законом.

Цели аудиторских услуг

Наиболее распространенные виды аудиторских работ (услуг) представлены в табл. 1.7. В зависимости от направлений различают цели аудиторских услуг.

Таблица 1.7

Целевые характеристики направлений аудиторских услуг

Наименование работы

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности

Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности

Налоговый аудит

Проверка на соответствие налоговому законодательству

Аудит на соответствие установленным требованиям

Анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам

Ценовой аудит

Проверка обоснованности установления цены на заказ

Аудит хозяйственной деятельности

Систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей

Специальный (экологический, операционный и др.) аудит

Проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных процедур и правил

Управленческий (производственный) аудит

Проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов

Аудит финансовой (бухгалтерской ) отчетности. Цель – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству

РФ. Задача – сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для проверки во всех существенных аспектах достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Налоговый аудит. Цель – установление достоверности налоговых деклараций, соблюдение требований налогового законодательства РФ. Задача – сбор аудиторских доказательств для проверки соблюдения налогового законодательства экономическим субъектом в системе бухгалтерского и налогового учетов, достоверности налоговых деклараций.

Аудит на соответствие установленным требованиям. Цель – формирование мнения о соответствии деятельности аудируемого лица, совершенных операций требованиям действующих нормативных актов. Задача – сбор достаточных, надлежащих аудиторских доказательств о соблюдении требований действующего законодательства в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономическим субъектом.

При проведении таких работ аудитору необходимо определить, какие действующие нормативные акты регулируют деятельность проверяемого экономического субъекта, поскольку их несоблюдение влияет на представление показателей в финансовой отчетности. В данном случае под нормативными актами понимают гражданское, финансовое, трудовое, налоговое, таможенное, валютное и т.п. законодательство, регулирующее деятельность организации.

Ценовой аудит (аудит ценовой политики ). Цель – формирование мнения о реальности и эффективности ценовой политики предприятия. Задача – определение интервала цен на продукцию отдельных товарных категорий, определение уровня цен в различных местах продаж, выявление скидок и специальных ценовых предложений, изучение динамики цен на рынке, оптимизация ценовой политики.

Аудит хозяйственной деятельности. Этот вид довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Это вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации.

Цель – формирование мнения об уровне управления компанией и его оценка; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; определение путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Задача – определение просчетов, ошибок и упущенных возможностей при управлении организацией (предприятием), влияющих на эффективность хозяйственной деятельности.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе государственных органов.

Специальный аудит. Цель – проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных процедур и правил, а также эффективности порядка и методов функционирования хозяйственной системы. Задача – сбор надежных и достаточных аудиторских доказательств для оценки применяемых процедур и методов в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Специальный аудит представляет собой проверку не всей финансовой отчетности для выражения мнения о степени ее достоверности, а какого-либо отдельного вопроса, какой-то узкой темы в целях выдачи экспертного заключения пользователям по конкретному заданию.

При экологическом аудите как виде специализированной проверки кроме данных по бухгалтерской отчетности используются экспертные подтверждения экологов. При этом процентное соотношение информационных частей соотносится как 20/80. Экологический аудит проводится специализированными фирмами, имеющими специальную лицензию.

Операционный аудит представляет проверку реального положения дел, например соответствие расходов доходам, а также совершения операций в соответствии с основной деятельностью организации, определенной его учредительными документами.

Управленческий (производственный ) аудит. Цель – формирование мнения о целесообразности использования всех видов ресурсов, функционирования управленческих систем (организационной, административной). Задача – сбор достаточных надлежащих аудиторских доказательств, подтверждающих или не подтверждающих эффективность, производительность, рациональность использования ресурсов.

Необходимость проведения управленческого (производственного) аудита в российской практике возникает чаще всего по причине смены собственника или руководства для определения потенциальных возможностей развития организации. По своему содержанию этот вид соответствует операционному аудиту, выделяемому в зарубежной практике.

Вид выполняемых работ определяется при согласовании аудиторского задания между аудиторской организацией и клиентом и закрепляется в договоре на оказание аудиторских услуг.

Результатом аудиторских проверок является аудиторское заключение. Оно составляется по определенным правилам (см. гл. 22 учебника).

Пользователи аудиторских заключений

Аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей (табл. 1.8).

Таблица 1.8

Заинтересованные пользователи материалов аудиторских заключений

Пользователь информации

Основные интересы пользователей

Инвесторы

Рискованность и доходность предполагаемых или осуществляемых инвестиций; возможность и целесообразность инвестиций, способность организации выплачивать дивиденды

Работники

Стабильность и прибыльность организации: ее способность гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест

Заимодавцы

Своевременность погашения представляемых займов и выплаты соответствующих процентов

Поставщики и подрядчики

Своевременная выплата причитающихся сумм

Покупатели и заказчики

Продолжение деятельности организации

Органы власти

Осуществление возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения

Общественность

Роль и вклад организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном, федеральном уровнях

Потребность в услугах аудитора со стороны пользователей финансовой отчетности обусловлена следующими обстоятельствами:

  • возможность предоставления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между администрацией и пользователями этой информации;
  • зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительны) от качества используемой информации;
  • необходимость специальных знаний для проверки информации;
  • частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Таким образом, роль аудита в системе финансового контроля Российской Федерации заключается в снижении объема некачественной информации, используемой для управленческих целей, что способствует развитию доверительных отношений между различными субъектами в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

  • Робертсон Дж. Аудит: пер. с англ. М., 1993. С. 4.
  • Одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 марта 2012 г., протокол № 4.
  • Одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 20 сентября 2012 г., протокол № 6.
  • Федеральное правило (стандарт) № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" (утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405).
  • Шеремет Анатолий Данилович – доктор экономических наук, профессор, Президент Ассоциации бухгалтеров и аудиторов "Содружество", заведующий кафедрой учета, анализа и аудита МГУ им. М. В. Ломоносова, член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, член Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров России. За большой вклад в реализацию правительственной программы по реформированию бухгалтерского учета в РФ А. Д. Шеремет поощрен благодарностью Президента Российской Федерации. Опубликовал более 250 научных работ. Автор "интегрального метода факторного анализа" и "метода расстояний".
  • Суйц Виктор Паулевич – доктор экономических наук, профессор кафедры учета, анализа и аудита МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор 60 научных работ. Область научных интересов: система внутреннего контроля на предприятии, аудит, внутренний аудит, управленческий учет.
  • Приводится по книге: Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. М.: ИНФРА-М, 2005.
  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка прогнозной финансовой информации" одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г., протокол № 5.

Каждый из нас когда-то слышал странное и незнакомое слово «Аудит», а также сталкивался с таким понятием, как аудиторская деятельность. Очень часто возникают вопросы касательно того, чем же занимаются люди этой профессии? У многих возникают ложные ассоциации с работой в сфере звукового обслуживания мероприятий, однако это не так: аудиторы - это не звукооператоры! намного более интересна, сложна и ответственна.

Аудиторская деятельность представляет собой проверку финансовой отчетности предприятий, правильности ведения документации, отображения хозяйственной деятельности во внутренних документах предприятия и перенесения данных в финансовую отчетность. в РФ начала развиваться с распадом Советского Союза, однако лишь с двухтысячных годов можно говорить о начале реального развития аудита в России, ведь именно в это время в нашу страну пришли такие всемирно известные аудиторские копании, как Pricewaterhouse Coopers, KPMG, Эрнст энд Янг и другие.

Как мы уже сказали, аудиторская деятельность заключается в проверке правильности отображения операций хозяйственной деятельности. Заметим, что каждая отображается в документации предприятия не один раз. Прежде всего, она отображается в так называемом который является основным доказательством проведения операции. Скажем, если речь идет о покупке каких-либо материалов, первичным документом будет накладная; если мы отображаем стоимость основных средств, то в качестве первичного документа будет рассматриваться еще и акт

После того, как операции были отображены в первичных документах, они регистрируются в журнале проведения хозяйственных операций, в котором записывается суть операции и по которым записывается дебет и кредит. После регистрации операции в журнале делается соответствующая запись в ведомостях по обоим корреспондирующим счетам, а в конце года конечные сальдо по всем счетам отображаются в балансе и других документах финансовой отчетности предприятия.

Задача аудитора, в первую очередь, состоит в том, чтобы проконтролировать правильность отображения хозяйственной операции на всех этапах ведения учета - от первичного документа до отчетности.Как правило, аудит проводится по отдельным участкам учета, то есть отдельно проверяется дебиторской и кредиторской задолженностей, расчетов с покупателями, движения денежных средств и так далее. Необходимость проведения отдельных проверок по каждому участку учета объясняется чрезвычайно большим объемом работы и, как следствие, высокой вероятностью появления ошибок и неточностей при аудите «всего и сразу».

Аудиторская деятельность завершается представлением руководству компании письма-вывода, в котором аудитор высказывает свое мнение касательно состояния дел на предприятии. В данном выводе он указывает на неточности и нарушения, обнаруженные в ходе проверки. Вообще, вывод может быть трех типов: положительный в случае отсутствия нарушений, условно-положительный в случае обнаружения нарушений, не превышающих порог существенности, и отрицательный, если аудитор обнаружил существенные нарушения. Порог существенности принят в размере пятипроцентного отклонения значения показателя, отображенного в отчетности, от его настоящего значения.

Аудиторская деятельность играет важную роль в функционировании экономического механизма как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом, ведь благодаря аудиторам избегается появление множества ошибок в финансовой отчетности, а также осуществляется противодействие совершению различных экономических махинаций.

  1. используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
  2. может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни, помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
  3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти . Согласно Закону № 119-ФЗ аудитором является физическое лицо , отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора , либо в качестве индивидуального предпринимателя , осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица . Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация - это коммерческая организация , осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. Таким образом, аудит способствует снижению предпринимательского риска и может рассматриваться как процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

Основной целью аудита финансовой отчетности является выражение мнения аудиторской организации о достоверности отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. Эта цель может быть достигнута, если в ходе проверки бухгалтерской отчетности получены достаточные аудиторские доказательства , позволяющие аудитору с определенной уверенностью сделать выводы относительно соответствия бухгалтерского учета проверяемой организации требованиям нормативных актов , регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта или эффективности деятельности его руководства, гарантию отсутствия каких-либо иных обстоятельств, влияющих на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Договор в аудиторской деятельности

Большое значение как для аудиторов, так и для аудируемого лица имеет вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита. Аудиторские организации обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц. Кроме того, они обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых или составленных ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам, разглашать их без письменного согласия организаций или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Однако возможны случаи, когда документы, содержащие сведения об операциях, находятся в распоряжении аудиторской организации могут быть востребованы и представлены исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицом или органом государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности.

Основополагающие принципы аудита

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:

  1. независимость;
  2. честность;
  3. объективность;
  4. конфиденциальность;
  5. профессиональное поведение.

Независимость - это отсутствие у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности , а также этическими кодексами аудиторов.

Честность - это приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали .

Объективность - это непредвзятость, беспристрастность, неподвластность какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - это владение необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита.

Добросовестность - это оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - это обязанность аудиторов и аудиторских организаций обеспечить сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Принципы конфиденциальности должны соблюдаться неукоснительно, независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и не имеют ограничений по времени.

Профессиональное поведение - это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаться от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе данным профессиональным объединением.

Одна из основных задач аудита - достоверность учета финансовых результатов деятельности организации, ее имущественного и финансового состояния. Потребителями информации при этом являются в основном внешние пользователи.

Аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. В условиях рыночной экономики аудит выполняет две основные функции:

  1. поставщика достоверной, проверенной финансовой информации пользователям;
  2. гаранта финансовой деятельности организации, когда в случае финансовых потерь вследствие использования информации, заверенной аудитором, но оказавшейся недостоверной, аудитор возмещает потери клиентам.

Понятие аудиторской деятельности

Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Понятие сопутствующих услуг. В общем объеме работ аудитора оказание сопутствующих услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  2. налоговое консультирование;
  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым таможенным спорам;
  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  9. проведение маркетинговых исследований;
  10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  11. обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в области, связанной с аудиторской деятельностью.

Влияние невыполнения требований нормативных актов экономическим субъектом отражается на оценке возможных рисков, влечет к корректировке разработанных в плане аудиторских процедур, переоценке системы внутреннего контроля над предприятием . Выявленные факты несоблюдения законодательства свидетельствуют либо об отклонении правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности, либо несоблюдении в течение отчетного периода принятой учетной политики в отражении хозяйственных операций и оценке имущества.

Аудитор выносит свое суждение о нарушении: являлось ли оно преднамеренным или непреднамеренным, причастны ли работники и руководитель экономического субъекта к фактам невыполнения требований нормативных документов.

Существенные нарушения по учету и налогообложению аудитор оформляет в своей рабочей документации в виде таблицы «Перечень законов , по которым выявлено нарушение».

Также следует тщательно изучить операции по учету векселей , бартерные сделки . В частности, проверяют учет векселей, правильность расчета курсовых разниц, в бартерных сделках особое внимание уделяют стоимостной оценке обмениваемых товаров, налогообложения по правовым сделкам.

Проверяют правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции, услуг, правильность составления проводок, правильность расчетов, выраженных в иностранной валюте, расчет суммовых разниц.

При проверке расчетов с подрядчиками аудитор должен установить, обеспечены ли объекты источником финансирования, имеется ли проектно-сметная документации на объекты, соответствуют ли объемы выполненных работ, указанные в актах сдачи, фактическим объемам.

Наиболее часто встречающиеся нарушения:

Внутренний аудит деятельности банка

Под внутренним аудитом следует понимать проверку и оценку эффективности функционирования всех подразделений банка.

Проверка организуется в соответствии с Положением «Об организации внутреннего аудита в ЦБР», утв. Приказом ЦБ РФ от 31.03.1997 № 02-140. Внутренний аудит позволяет располагать достоверной информацией о состоянии дел на различных участках, предупреждает финансовые риски (кредитный, валютный, процентный, риск упущенной выгоды, ликвидности), определить финансовую устойчивость и конкурентоспособность банка, обеспечить сохранность акционерной собственности , защищать интересы банка, его участников и кредиторов.

Основными задачами внутреннего аудита являются:

Служба внутреннего аудита действует на основе устава банка и положения о службе внутреннего аудита, утвержденного высшим органом управления банка или другим уполномоченным органом.

Организация службы внутреннего контроля может строиться следующим образом:

Сотрудники данной службы должны обладать профессиональными навыками и соответствующей квалификацией.

Служба внутреннего аудита Центрального банка РФ проводит аудиторские проверки деятельности структурных подразделений и организаций не реже 1 раза в 2 года, а обеспечения сохранности денежной наличности и других ценностей, находящихся в хранилищах Центрального банка, - ежегодно, с целью защиты интересов банка, участников и кредиторов, обеспечения контроля за принятием мер по минимизации рисков, разрешения возникающих конфликтов.

Права , обязанности и ответственность сотрудников службы внутреннего контроля предусмотрены в Положении «Об организации внутреннего аудита в банке», (утв. Приказом от 31.03.1997 г. № 02-140) и должностных инструкциях.

Внутренний аудит классифицируется по различным признакам. По времени проведения он бывает предварительный и последующий.

Предварительный проводится до принятия управленческих решений с целью предупреждения незаконных банковских операций, действий должностных и материально ответственных лиц: эффективного расходования банковских ресурсов; недопущения возникновения непроизводительных расходов и других действий, наносящих ущерб деятельности банка. Последующий проводится для установления достоверности и законности банковских операций и действий должностных лиц при выполнении должностных обязанностей, а также выявления внутренних резервов, ликвидации имеющихся недостатков и упущений.

По срокам проведения различают оперативный и периодический внутренний аудит, оперативный организуется в течение рабочего дня, внутри отчетного периода с целью своевременного выявления отклонений, их причин и виновных лиц.

Периодический аудит проводится за период свыше 1 месяца. При этом устанавливается своевременность, правильность, целесообразность совершенных банковских операций. В зависимости от источников информации внутренний аудит подразделяется на документальный и фактический. Документальный проводится по данным документов, учетных регистров и форм отчетности, а фактический - путем обследования, осмотра, пересчета, лабораторного анализа , экспертизы и др.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: